О формах и содержании нравственного назидания в школьных учебниках и детских книгах для чтения (XVI – начало XIХ века). Часть I.
Аннотация
Одним из агентов процессов нравственного реформирования, характеризующих европейское общество раннего Нового времени, были школьные институции различных уровней, которые прививали определенные нравственные ценности и модели достойного поведения в том числе и посредством учебной литературы и адресованных детям книг для чтения. Несмотря на то, что данная книжная продукция отличалась значительным консерватизмом, ее анализ на протяжении XVI – начала XIX веков позволяет выявить изменение способа рассуждения о добродетельном и порочном, аргументации в пользу определенных моделей поведения; появление новых тематических блоков, которые свидетельствуют о влиянии философской мысли той эпохи на учебную литературу. В первой части исследования анализируются основные формы подачи назидательного материала в школьных учебниках и книгах для чтения. Подборки религиозно-моралистических сентенций, каталоги обязанностей (в виде т. н. «домашних таблиц» и тройственных обязанностей по отношению к Богу, самому себе и ближнему), правила приличия, поучительные рассказы, назидательные картинки и подборки аллегорических изображений-эмблем имели свои истоки в различных жанрах книжности, могли сосуществовать в одном и том же учебнике или конкурировать между собой.