О формах и содержании нравственного назидания в школьных учебниках и детских книгах для чтения XVI – начала XIХ века. Часть 2

Авторы

  • Маргарита Анатольевна Корзо Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.31857/S023620070010935-5

Ключевые слова:

нравственное назидание, школьный учебник, раннее Новое время, порядок, обязанности, трудолюбие, самодисциплина, гражданские добродетели

Аннотация

Данная статья представляет собой вторую часть исследования о роли учебной литературы и адресованных детям книг для чтения в процессах изменения нравственного сознания и поведения ранненововременного общества. Анализ нравственного назидания в данной книжной продукции на протяжении XVI — начала XIX века выявил постепенный отказ от преобладания нравственно-негативного (то есть черт характера, которые надо было искоренить и поступков, которых надлежало избегать), что получило свое выражение в численном доминировании примеров достойного подражания поведения. На смену апелляции к страху Божьему, как главному стимулу добродетельного поведения, постепенно приходит обращение к голосу совести ребенка, а также идея неотвратимости вознаграждения и наказания уже в посюсторонней жизни. Появление в учебной литературе тематических блоков «порядок» и «обязанности»; гражданских добродетелей; превозношение добродетелей самодисциплины, трудолюбия и бытового аскетизма отражало влияние философских идей эпохи Просвещения, что сближает школьные учебники с другими жанрами детской литературы (детские периодические издания конца XVIII века) и с пестрой по содержанию книжной продукцией, распространявшейся в Европе в рамках движения народного Просвещения.

Биография автора

  • Маргарита Анатольевна Корзо , Институт философии РАН

    кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этики

Опубликован

2020-09-01

Выпуск

Раздел

Времена. Нравы. Характеры.

Как цитировать

[1]
2020. О формах и содержании нравственного назидания в школьных учебниках и детских книгах для чтения XVI – начала XIХ века. Часть 2. Человек. 31, 4 (Sep. 2020), 147–164. DOI:https://doi.org/10.31857/S023620070010935-5.