Человек https://chelovek.iphras.ru/ ru-RU Ср, 21 фев 2024 22:44:31 +0300 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Включать или исключать? Проблема наблюдателя в культурной и аналитической антропологии https://chelovek.iphras.ru/article/view/9946 <p><span class="s2">В статье проводится сравнительный анализ основных методов полевой и аналитической антропологии в контексте проблемы наблюдателя. С одной стороны, выявляются основные теоретические установки и цели включ</span><span class="s2">е</span><span class="s2">нного наблюдения как основного метода полевой антропологии, выявляется общая логика его эволюции. Предпосылки формирования метода включ</span><span class="s2">е</span><span class="s2">нного наблюдения рассматриваются на материале полевых дневников Бронислава Малиновского. Констатируется значительное влияние западной литературной традиции на позицию «включ</span><span class="s2">е</span><span class="s2">нного наблюдателя», а также принципиальная «исключенность» антрополога из социокультурного контекста на ранней стадии развития метода, ввиду имплицитного наличия в перспективе исследователя колониальной установки. Подч</span><span class="s2">е</span><span class="s2">ркивается, что по мере развития метода включ</span><span class="s2">е</span><span class="s2">нного наблюдения коммуникативная составляющая увеличивается, что приводит к полноценному «включению» исследователя в целевую социокультурную среду. Далее устанавливается роль метода «исключ</span><span class="s2">е</span><span class="s2">нного наблюдения» в рамках аналитической антропологии. С этой целью анализируется противопоставление включ</span><span class="s2">е</span><span class="s2">нного и исключающего типов наблюдения в аналитической </span><span class="s2">антропологии Валерия Подороги, подч</span><span class="s2">е</span><span class="s2">ркивается значительное влияние на последнюю феноменологической традиции. Проводится анализ примеров, привед</span><span class="s2">е</span><span class="s2">нных в методологической работе «Антропограммы» (2017). В заключительной части рассматриваются как декларативные различия обоих методов, так и сущностные сходства, в частности весомая литературная составляющая обоих подходов, не позволяющая рассматривать их в качестве строго научных, номотетических, но дающая возможность причислить</span> <span class="s2">их</span><span class="s2"> к роду идеографических методов. В качестве существенной характеристики антропологического опыта в обоих случаях выявляется наличие значительной социокультурной дистанции между исследователем и предметом исследования. Намечаются возможности синтеза обоих подходов пут</span><span class="s2">е</span><span class="s2">м разведения фаз антропологического исследования: полевое исследование и архивная работа. Выявляется эвристический потенциал метода исключающего наблюдения при выявлении структурных особенностей рассматриваемых общностей пут</span><span class="s2">е</span><span class="s2">м феноменологического анализа.</span></p> Андрей Викторович Гасилин Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9946 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Антропологический поворот этики добродетели: реактуализация этики Аристотеля во второй половине ХХ века https://chelovek.iphras.ru/article/view/9947 <p><span class="s2">В</span><span class="s2"> стать</span><span class="s2">е</span> <span class="s2">рассматривается</span><span class="s2"> специфик</span><span class="s2">а</span> <span class="s2">этики добродетели как </span><span class="s2">антропологического поворота в моральной философии ХХ века</span><span class="s2"> основанного на </span><span class="s2">иде</span><span class="s2">ях</span><span class="s2"> этики Аристотеля.</span> <span class="s2">Цель статьи </span><span class="s2">—</span><span class="s2"> п</span><span class="s2">оказ</span><span class="s2">ать</span><span class="s2">, что характер заимствования этих идей определил направление&nbsp;тематического развития этики добродетели</span><span class="s2"> в концептуализации</span> <span class="s2">моральной оценки человеческой&nbsp;деятельности</span><span class="s2">, </span><span class="s2">но также стал причиной главного концептуального затруднения </span><span class="s2">—</span> <span class="s2">проблематизации природы человека</span><span class="s2">, – которое так и не было</span> <span class="s2">преодолено</span><span class="s2">. Для&nbsp;этого проводится аналитический обзор основных работ наиболее значимых&nbsp;представителей этики добродетели, </span><span class="s2">систематизируются </span><span class="s2">проводимые в них отсылки к философии Аристотеля</span><span class="s2">. </span><span class="s2">Показывается, что обращение к философии Аристотеля&nbsp;в первую очередь происходит при разработке способа определения морального&nbsp;содержания действия в конкретной ситуации, где применение универсального правила&nbsp;должно быть дополнено множеством условий данной ситуации, а также при попытках&nbsp;вернуть мотив и личностные качества человека в описание таких условий.&nbsp;Последнее также влечет за собой концептуализацию личностных качеств как&nbsp;морального состояния человека, соотнесенн</span><span class="s2">ого</span><span class="s2"> с его </span><span class="s2">развитием (возможном</span> <span class="s2">—</span> <span class="s2">по природе,&nbsp;и реальном </span><span class="s2">—</span><span class="s2"> во взаимодействии с другими людьми). Делается вывод, что обращение&nbsp;этики добродетели к идеям Аристотеля </span><span class="s2">в целом </span><span class="s2">оказалось фрагментарным, лишенным глубокого&nbsp;анализа его философии, в результате чего</span><span class="s2"> так и не была решена</span><span class="s2"> задача концептуализации человеческой природы, которая&nbsp;позволила бы прийти к моральным оценкам поступка </span><span class="s2">без их редукции к расчетам последствий, а так же </span><span class="s2">без обращения к&nbsp;трансцендентальному законодателю или абстракции долга. Наработки&nbsp;этики добродетели показывают</span><span class="s2">: 1)</span><span class="s2"> нельзя выборочно вернуть в моральную&nbsp;философию отдельные концепции из прошлого</span><span class="s2">, а</span><span class="s2">необходимо&nbsp;комплексное описание феномена </span><span class="s2">морали в деятельности человека, 2)</span><span class="s2"> возвращение старых концепции влечет за собой и возвращение&nbsp;проблем прежних моральных теорий (в случае с добродетелью это проблема&nbsp;совершен</span><span class="s2">ия выбора и формирование нрава)</span><span class="s2">.</span></p> Роман Сергеевич Платонов Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9947 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Философские категории Античности в дискуссиях о реабилитации политики: антропологический смысл гражданской дружбы https://chelovek.iphras.ru/article/view/9948 <p><span class="s2">Важнейшая </span><span class="s2">проблем</span><span class="s2">а</span><span class="s2"> современной</span><span class="s2"> политической</span><span class="s2">философии — </span><span class="s2">утрата</span><span class="s2"> политикой </span><span class="s2">независимости от других сфер человеческой деятельности</span><span class="s2">. С начала прошлого века философы стремились</span> <span class="s2">обосновать</span><span class="s2">уникальност</span><span class="s2">ь</span><span class="s2"> политического бытия</span><span class="s2"> и обновить</span> <span class="s2">современн</span><span class="s2">ый</span> <span class="s2">политико-философск</span><span class="s2">ий</span><span class="s2"> словар</span><span class="s2">ь</span><span class="s2"> путем </span><span class="s2">переопределения</span><span class="s2"> категорий </span><span class="s2">а</span><span class="s2">нтичности (напр. τὸ ᾰ̓γᾰθόν, φῐλία</span><span class="s2">, παρρησία и др.</span><span class="s2">).</span> <span class="s2">Статья посвящена подходу к </span><span class="s2">реабилитации политической сферы</span><span class="s2">,</span><span class="s2"> основанно</span><span class="s2">му</span><span class="s2"> на политико-философском опыте древних греков. </span><span class="s2">Теоретической </span><span class="s2">основой</span><span class="s2"> исследования выступает </span><span class="s2">предложенн</span><span class="s2">ое</span> <span class="s2">Х. </span><span class="s2">Арендт решени</span><span class="s2">е</span><span class="s2"> вопроса </span><span class="s2">о деполитизации</span><span class="s2"> в контексте ее реминисценций </span><span class="s2">а</span><span class="s2">нтичного наследия. </span><span class="s2">Автор обращается к</span><span class="s2"> поняти</span><span class="s2">ю</span><span class="s2"> гражданской дружбы, котор</span><span class="s2">о</span><span class="s2">е во многом определя</span><span class="s2">е</span><span class="s2">т вклад </span><span class="s2">Арендт</span><span class="s2"> в</span><span class="s2"> дискуссии о</span> <span class="s2">реабилитаци</span><span class="s2">и</span><span class="s2">политики</span><span class="s2"> и выступа</span><span class="s2">е</span><span class="s2">т в качестве практик</span><span class="s2">и</span><span class="s2">, </span><span class="s2">наделяющей</span><span class="s2"> сообществ</span><span class="s2">о</span><span class="s2">политически</span><span class="s2">м</span><span class="s2"> потенциал</span><span class="s2">ом</span><span class="s2">. </span><span class="s2">На основе интерпретации</span><span class="s2"> Арендт </span><span class="s2">политической </span><span class="s2">философии Сократа, Платона и Аристотеля автор </span><span class="s2">обоснов</span><span class="s2">ывает</span><span class="s2"> обращени</span><span class="s2">е</span><span class="s2"> к</span><span class="s2">указанн</span><span class="s2">о</span><span class="s2">м</span><span class="s2">у</span><span class="s2"> поняти</span><span class="s2">ю</span><span class="s2"> и </span><span class="s2">показывает связь гражданской дружбы с другими </span><span class="s2">категориями античной мысли (истина, мнение, майевтика)</span><span class="s2">. </span><span class="s2">Проведенный анализ позволил обнаружить</span><span class="s2">, что заимствованное у Сократа требование к устранению </span><span class="s2">истины</span><span class="s2"> из сферы человеческих дел ставит </span><span class="s2">философию Арендт</span><span class="s2"> в оппозицию</span><span class="s2"> традиции политической мысли</span><span class="s2">, а использование политико-философских категорий для описания жизненного мира человека</span> <span class="s2">позволяет рассматривать</span><span class="s2"> ее </span><span class="s2">как</span> <span class="s2">верси</span><span class="s2">ю</span><span class="s2"> герменевтики субъекта. </span><span class="s2">Автор делает вывод, что </span><span class="s2">оправдани</span><span class="s2">е</span><span class="s2"> политики средствами античной мысли</span> <span class="s2">имеет </span><span class="s2">оригинально</span><span class="s2">е</span><span class="s2">антропологическо</span><span class="s2">е</span><span class="s2"> измерени</span><span class="s2">е</span><span class="s2">. </span><span class="s2">Оно</span><span class="s2"> заключается в </span><span class="s2">признании значимости политического действия для </span><span class="s2">ориентации чел</span><span class="s2">овека в мире и </span><span class="s2">утверждения</span> <span class="s2">его</span><span class="s2">самости</span><span class="s2"> в сообществе.</span></p> Тихон Геннадьевич Шейнов Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9948 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Трансформация взаимоотношений врача и пациента: от биоэтики к робоэтике https://chelovek.iphras.ru/article/view/9949 <p><span class="s2">В условиях активного развития и внедрения систем искусственного интеллекта (СИИ) и робототехники в здравоохранение отношения врача и пациента претерпевают изменения. Рассматривается трансформация этих отношений, вызванная проблемами взаимосвязи основных биоэтических принципов и новых подходов к диагностике и лечению заболеваний. На конкретных примерах раскрыты новые возможности и риски, обусловленные широким применением автоматизации в медицине. Проанализированы конфликтные ситуации между человеческими нормами и алгоритмами. Рассмотрены вопросы ответственности за ошибки роботов, а также вопросы конфиденциальности и кибербезопасности. Отмечено, что к началу </span><span class="s2">XXI</span><span class="s2"> века возникла потребность в этической оценке робототехники, поскольку технические решения, принимаемые при проектировании роботов, имеют потенциал непосредственного и существенного влияния на жизнь людей. В связи с этим возникла </span><span class="s2">робоэтика</span><span class="s2">. В</span><span class="s2"> статье</span><span class="s2"> анализируется понятие </span><span class="s2">робоэтики</span><span class="s2">, п</span><span class="s2">риведены </span><span class="s2">законы робототехники, сфор</span><span class="s2">мулированные А. Азимовым и Ф. П</span><span class="s2">аскуале, при этом обращается внимание на то, что в области здравоохранения следует развивать программы, которые делают ставку на силы человека. Подч</span><span class="s2">е</span><span class="s2">ркнута необходимость поиска баланса между автоматизацией медицинской практики и поддержанием гуманистической сущности отношений врача и пациента. Проведен сравнительный анализ основополагающих принципов биоэтики и </span><span class="s2">робоэтики</span><span class="s2">. Несмотря на то, что они имеют одинаковые цели и ценности, в </span><span class="s2">робоэтике</span><span class="s2"> эти принципы характеризуются рядом особенностей. Принцип, относящийся только к </span><span class="s2">робоэтике</span><span class="s2"> —</span><span class="s2"> объяснимость </span><span class="s2">—</span><span class="s2"> требует от разработчиков алгоритмов объяснения общего обоснования и методологии решения искусственного интеллекта (ИИ). В заключение сделан вывод, что медицинская робототехника и СИИ предоставляют большие перспективы для улучшения диагностики, лечения и общего уровня медицинской помощи, однако их применение вызывает важные этические вопросы, требующие решения. Должны быть сохранены основные принципы биоэтики, а </span><span class="s2">робоэтика</span><span class="s2"> может помочь определить рамки и стандарты использования роботов в медицинской практике.</span></p> Елена Валерьевна Введенская Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9949 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Коммуникативная природа спорта https://chelovek.iphras.ru/article/view/9950 <p><span class="s7">В рамках проекта гуманитарной экспертизы социокультурных феноменов предлагается концепция спорта как коммуникативной стратегии. Для ответа на вопросы, что есть современный спорт и каковы параметры его модификаций, необходимо оперировать пониманием спорта в его целостности, поскольку фрагментарные исследования не допускают последующей сборки в единый теоретический конструкт. Предпринята попытка разработать эскиз понятийного аппарата, пригодного для постановки вопроса о целостном теоретическом воспроизведении спорта как предмета </span><span class="s7">исследования. Самой общей точкой зрения при этом представляется коммуникативный подход, в силу своей абстрактности задающий адекватный уровень обобщения. На основе </span><span class="s7">данного подхода </span><span class="s7">выявляется структура предмета исследования и соответствующая ей исследовательская логика. Вместо проблематичных попыток исследовать отдельные фрагменты целого, чтобы потом собрать их воедино, автор пытается дать элементный анализ коммуникативной ситуации, ее структуры и компонентов, чтобы обеспечить понятийный аппарат последующих конкретных дескриптивного и смыслового, генетического и философского исследований.</span></p> Андрей Алексеевич Воронин Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9950 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Виртуализация беременности: игра и реальность https://chelovek.iphras.ru/article/view/9951 <p><span class="s2">Технологии изменяют жизнь человека во всех возможных аспектах. Однако </span><span class="s2">вынашивание ребенка</span><span class="s2"> попал</span><span class="s2">о</span><span class="s2"> под </span><span class="s2">их </span><span class="s2">влияние только в </span><span class="s2">XX</span><span class="s2">веке</span><span class="s2">, что вместе с изменением роли женщины в обществе обусловило переосмысление феномена беременности. </span><span class="s2">В статье рассмотрен</span><span class="s2">о</span><span class="s2">,</span><span class="s2"> как развитие репродуктивных технологий и их продвижение подготовило почву </span><span class="s2">для отделения</span><span class="s2"> материнств</span><span class="s2">а</span> <span class="s2">от вынашивания</span><span class="s2"> детей, которое стало осмысливаться </span><span class="s2">как технический процесс</span><span class="s2">. </span><span class="s2">Также проведен анализ репрезентации беременности в компьютерных играх</span><span class="s2">, сделан акцент на стремлении игнорировать или сокращать процесс вынашивания ребенка как со стороны создателей игры, так и игроков</span><span class="s2">. </span><span class="s2">Несмотря на то</span><span class="s2">,</span><span class="s2"> что взращивание младенца вне тела будущей матери становится возможными благодаря прогрессу в области биомедицинских технологий, обоснование этого явления во многом обусловлено нарастающей виртуальностью бытия. </span><span class="s2">Представленный в 2022 году проект </span><span class="s2">EctoLife</span><span class="s2"> объединяет новейшие репродуктивные и цифровые технологии, подготавливая общество к принятию виртуальной </span><span class="s2">«</span><span class="s2">игровой</span><span class="s2">»</span><span class="s2">беременности, когда ребенок </span><span class="s2">выращивается</span><span class="s2"> в искусственной капсуле. </span><span class="s2">В цифровом </span><span class="s2">обществе </span><span class="s2">закономерен запрос на управляемую беременность</span><span class="s2">, </span><span class="s2">занимающую</span><span class="s2"> в жизни </span><span class="s2">строго </span><span class="s2">определенное место, вроде капсулы в углу комнаты, </span><span class="s2">или </span><span class="s2">в приложении на </span><span class="s2">смарт</span><span class="s2">фоне, к которым можно обратиться, когда возникает желание вспомнить о будущем малыше. </span><span class="s2">В итоге т</span><span class="s2">ехническое </span><span class="s2">окончательно </span><span class="s2">заменяет природное</span><span class="s2">: деторождение встраивается в техн</span><span class="s2">ократический</span> <span class="s2">процесс</span><span class="s2"> с непредсказуемыми последствиями.</span></p> Дарья Сергеевна Быльева Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9951 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 «Вспомни, что ты — человек»: о становлении категории «личность» в трудах Мосса и Боэция https://chelovek.iphras.ru/article/view/9952 <p><span class="s7">Понятие «личност</span><span class="s7">ь</span><span class="s7">» представляется нам интуитивно ясным, хотя определить или объяснить</span><span class="s7">,</span><span class="s7"> что это</span><span class="s7">,</span><span class="s7"> нелегко. </span><span class="s7">Часто </span><span class="s7">данное понятие </span><span class="s7">рассматривается как </span><span class="s7">надкультурная</span><span class="s7"> и </span><span class="s7">надисторическая</span><span class="s7"> универсалия</span><span class="s7">. </span><span class="s7">Между тем </span><span class="s7">М</span><span class="s7">. </span><span class="s7">Мосс показывает, что в различных культурах понимание того, что представляет собой индивид, сильно отличается от современного. </span><span class="s7">В качестве важного поворота он называет определение, данное Боэцием</span><span class="s7">. Однако </span><span class="s7">вопрос </span><span class="s7">о том, </span><span class="s7">как Боэций </span><span class="s7">пришел </span><span class="s7">к </span><span class="s7">своему </span><span class="s7">определению и почему его понимание личности оказало такое большое влияние на последующую культуру</span><span class="s7">,</span><span class="s7">рассматривали многие исследователи, но к однозначному ответу так и не </span><span class="s7">пришли. В статье делается попытка приблизится к ответу. </span><span class="s7">Для этого </span><span class="s7">предлагается </span><span class="s7">совместить</span> <span class="s7">две перспективы</span> <span class="s7">— </span><span class="s7">историко-философскую (анализ идей) и анализ текста.</span> <span class="s7">То есть, с</span><span class="s7"> одной стороны,</span> <span class="s7">показать, как концепция </span><span class="s7">личности порождается в ходе </span><span class="s7">христологических</span><span class="s7"> и тринитарных споров. Однако получившаяся концепция кажется довольно абстрактной, логически непоследовательной и </span><span class="s7">п</span><span class="s7">ри этом </span><span class="s7">не очень ясно</span><span class="s7">,</span><span class="s7"> насколько </span><span class="s7">она </span><span class="s7">применим</span><span class="s7">а</span><span class="s7"> к пониманию человека. С другой стороны, </span><span class="s7">следует</span><span class="s7"> проанализировать тексты Боэция, их коммуникативную и диалогическую направленность </span><span class="s7">на Другого</span><span class="s7"> и на самого себя перед лицом Другого. Именно здесь концепция обретает плоть</span><span class="s7">:</span><span class="s7"> Боэций не только излагает концепцию личности, но и показывает, как эта концепция работает.</span></p> Константин Владимирович Бандуровский Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9952 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 К 80-летию Б.Г. Юдина https://chelovek.iphras.ru/article/view/9954 <p><span class="s4">В августе этого года исполнилось бы 80 лет со дня рождения Б.Г.</span> <span class="s4">Юдина, первого главного редактора журнала «Человек»</span><span class="s4">. В память о нем мы публикуем несколько материалов.</span></p> Л.А. Резниченко Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9954 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Разработка основ гуманитарной экспертизы в России: история и методология https://chelovek.iphras.ru/article/view/9955 <p><span class="s7">Р</span><span class="s7">ассматриваются методологические подходы к разработке теоретических и концептуальных основ гуманитарной экспертизы (</span><a name="_Hlk149425213"></a><span class="s7">ГЭ</span><span class="s7">)</span><span class="s7"> в России</span><span class="s7">. Анализируются два основных подхода к обоснованию путей формирования </span><span class="s7">ГЭ</span><span class="s7">, ее институционализации как целостной и относительно автономной экспертной системы. Первый </span><span class="s7">подход </span><span class="s7">—</span><span class="s7"> исследования и разработки под руководством Б.Г.</span><span class="s7">Юдина, в которых ГЭ понимается в максимально широком смысле, что </span><span class="s7">определяет ее процедурную сторону. Любой анализ последствий внедрения </span><span class="s7">технических или гуманитарных новшеств для человека может рассматриваться </span><span class="s7">как деятельность такого рода. ГЭ в этой концепции </span><span class="s7">— </span><span class="s7">прежде всего коммуникация, в которой формируются общие смыслы, мотивы, ценности всех заинтересованных в</span><span class="s7"> решении возникшей проблемы субъ</span><span class="s7">ектов: разработчиков новой технологии</span><span class="s7">,</span><span class="s7"> ее вероятных пользователей, а также экспертов. Показана </span><span class="s7">специфика ГЭ</span><span class="s7">, </span><span class="s7">исследованная </span><span class="s7">в </span><span class="s7">п</span><span class="s7">роект</span><span class="s7">е</span><span class="s7"> РГНФ под руководством Б.Г.</span> <span class="s7">Юдина. </span><span class="s7">Второй подход, разрабатываемый под руководством Д.А.</span> <span class="s7">Леонтьева и Г.Л.</span><span class="s7">Тульчинского, рассматрива</span><span class="s7">ет</span><span class="s7"> ГЭ как социальную технологию и основыва</span><span class="s7">ет</span><span class="s7">ся на исследовании взаимовлияния социальных событий и психических процессов. Работа направлена на более жесткую формализацию экспертизы, четкое определение ее процедурной составляющей. В </span><span class="s7">трудах </span><span class="s7">Д.А.</span> <span class="s7">Леонтьева акцент </span><span class="s7">делается на личность, ее сохранение и развитие, возможности самоопределения и самореализации. </span><span class="s7">В статье </span><span class="s7">рассматриваются</span> <span class="s7">как особенности ГЭ с точки зрения разработчиков данного подхода, так и процедура ее проведения.</span> <span class="s7">Анализируются</span><span class="s7">общие для двух подходов положения. </span><span class="s7">Отмечаются </span><span class="s7">междисциплинарный, комплексный и вероятностный характер феномена</span><span class="s7"> ГЭ</span><span class="s7">, имеющий множество неопределенностей, а также его прогнозная проективная направленность. </span><span class="s7">Делается вывод о том, что в современных реалиях, несмотря на наличие проблем, </span><span class="s7">связанных с разработкой и внедрением новых технологий, </span><span class="s7">такого рода экспертиза не является востребованной ни разработчиками новых технологий, ни эффективными менеджерами, ни чиновниками разного уровня.</span></p> Галина Борисовна Степанова Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9955 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Кризис общности и перспективы его преодоления. Уроки Арендт и Камю https://chelovek.iphras.ru/article/view/9956 <p><span class="s2">В центре внимания статьи </span><span class="s2">—</span><span class="s2"> вопрос о возможностях социального взаимодействия в критические моменты истории, когда межличностные связи предельно ослабевают, вынуждая индивида замыкаться в себе. </span><span class="s2">Ситуа</span><span class="s2">ция радикальной несвободы выводит на первый план человеческого существования заботы о собственной безопасности. </span><span class="s2">Мир</span><span class="s2">интерсубъективных</span><span class="s2"> отношений из естественной среды </span><span class="s2">повседневной </span><span class="s2">жизни </span><span class="s2">превращается в </span><span class="s2">зону</span><span class="s2"> перманентного</span><span class="s2"> риска</span><span class="s2">. </span><span class="s2">После Второй мировой войны</span><span class="s2">, которая максимально заострила проблему распада публичной сферы, философская рефлексия неоднократно обращалась к</span> <span class="s2">этой теме, предлагая различные сценарии. </span><span class="s2">Ханна Арендт и Альбер Камю были одними из первых</span><span class="s2">интеллектуалов,</span><span class="s2"> кто в попытке найти пути выхода из кризиса сконцентрировались на </span><span class="s2">неразрывности</span> <span class="s2">двух измерений человеческой жизни: экзистенциального и коллективного. </span><span class="s2">Для демонстрации </span><span class="s2">подобной</span><span class="s2">взаимообусловленности </span><span class="s2">в статье </span><span class="s2">п</span><span class="s2">ривлекаются</span><span class="s2"> два знаковых для ХХ в</span><span class="s2">ека</span><span class="s2">текста: роман Камю «Чума» и книга Арендт «Банальность зла», выросшая из ее репортажа о суде над нацистским преступником Адольфом Эйхманом. </span><span class="s2">«Чума», задуманная ее создателем в качестве памятника героям французского Сопротивления, маркирует переход Камю от абсурда, обрекающего человека на одиночество, к бунту, способному соединять разрозненных индивидов. Пространство «между», которое устанавливается героями романа в процессе их борьбы с эпидемией, напоминает трактовку Арендт мира как общего места </span><span class="s2">для речей и поступков</span><span class="s2">, связывающего всех участников без ущерба для автономии каждого. В этом контексте случай Эйхмана является преступлением, направленным на разрушение множественности, необходимой для существования человечества</span><span class="s2">.</span></p> Оксана Анатольевна Коваль , Екатерина Борисовна Крюкова Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9956 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300 Искусственный интеллект и экспертиза художественных произведений: математическая точность против искусствоведческого опыта https://chelovek.iphras.ru/article/view/9958 Армен Рубенович Апресян Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/9958 Пн, 25 дек 2023 00:00:00 +0300