Человек https://chelovek.iphras.ru/ ru-RU Чт, 23 сен 2021 06:19:39 +0300 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Общественный идеал: «онтологическая безопасность» и «политика одиночества» https://chelovek.iphras.ru/article/view/6700 <p>В статье рассматривается проблема выработки общественного идеала через призму теории онтологической безопасности. В фокусе исследования — соотношение онтологической безопасности и экзистенциальной тревоги по преодолению человеческого одиночества. Автор полагает, что российский экзистенциализм способен привнести относительно новую тему в исследования механизмов поддержания онтологической безопасности в обществе. А именно: поддержание онтологической безопасности общества возможно через специфические модели так называемой «политики управления одиночеством». Отдельно в статье рассматривается, каким образом антропологический опыт одиночества может вести к самообъективации личности в рамках выстраиваемой «вертикальной политики одиночества». В завершении исследуется вопрос о том, может ли одиночество преодолеваться без подобной политической объективации и что можно считать противоположностью негативного «тревожного одиночества».</p> Сергей Владимирович Акопов Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/6700 Ср, 22 сен 2021 00:00:00 +0300 Сексуальное поведение россиян всех возрастов в период пандемии COVID-19 https://chelovek.iphras.ru/article/view/6701 <p>В рамках научно-исследовательской работы «Партнерские и романтические отношения в период пандемии и далее», командой Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в начале 2021 года были проведены два онлайн-исследования, затрагивающие вопросы сексуального поведения россиян. Тема сексуальности перестала быть табуированной, однако остается сенситивной: мужчины, люди с доходом выше среднего, имеющие высшее образование более расположены к публичному разговору о сексе. Сексуальное образование, удовлетворение сексуальной жизнью напрямую связаны со статусными позициями, но бóльшее влияние оказывают не деньги, профессия или гендер, а наличие постоянного сексуального партнера. Несмотря на пролиферацию ценностей традиционной семьи, она остается основой для сексуального благополучия и осмысленного подхода к интимным практикам. Пандемия только усиливает уже обозначенные тенденции: те, кто имеют партнера, оказываются более благополучны в своей интимной жизни, чем те, кто полагаются на мимолетные/случайные связи. При этом качество интимной жизни у многих снижается ввиду субъективных факторов (страх, стресс), а также объективных проблем и потерь (утрата супруга, болезнь и пр.). Как эти тенденции скажутся в долгосрочной перспективе, еще предстоит изучить. Разговор о сексуальности, открытый для всех возрастов, требует переопределения интимной жизни в категориях нежности, заботы, альтруизма и позитивной коммуникации, поиска «телесного языка» как проявления внимания к другому помимо непосредственного полового акта. Позитивная сексуальность включает в себя три базовых элемента: отказ от любого насилия, приоритет «переговоров»; принятие собственного тела и его изменений; постояннное сексуальное обучение как опыт переживания собственных ошибок и готовности к ним. Подобный дискурс сексуальности способен открыть дорогу для изучения интимной жизни самых разных социальных групп в России, освобождая от «желтизны» один из факторов их субъективного благополучия.</p> Ольга Борисовна Солодовникова , Ксения Максимовна Мануильская , Дмитрий Михайлович Рогозин Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/6701 Ср, 22 сен 2021 00:00:00 +0300 Путь к Институту человека https://chelovek.iphras.ru/article/view/6702 <p>Рассматриваются основные этапы становления научного направления комплексных междисциплинарных исследований человека в нашей стране в 1980-е годы. Этими этапами были Вторая Всесоюзная конференция по комплексному исследованию человека (1988), Первая Всесоюзная конференция «Человек, наука, общество» (1989), первое заседание Совета Всесоюзного межведомственного центра наук о человеке (1989). В ходе названных научных форумов обсуждалась научная программа Института человека. В обсуждении участвовали философы, психологи, социологи, историки, врачи, физиологи, генетики, специалисты в области технических наук. В ходе дискуссий высказывались предложения о целях и задачах научно-исследовательской работы Института человека. В настоящее время проблемы человека и его будущего обострились, а идеи по комплексному их изучению продолжают сохранять свою актуальность. Делается обзор документальных материалов, которые Группа по изучению творческого наследия академика И.Т. Фролова Института философии РАН обнаружила в архиве ученого. Материалы посвящены основным событиям на пути становления Института человека РАН. К ним относится стенограмма круглого стола на тему «Возможна ли единая наука о человеке? Институт человека — идея и реальность», который состоялся в 1988 году в рамках Второй Всесоюзной конференции по комплексному исследованию человека. На этом заседании высказывались различные концептуальные предложения по развитию антропологической тематики в стране. Были также изучены стенограммы Первой Всесоюзной конференция «Человек, наука, общество», организованной в 1989 году Всесоюзным межведомственным центром наук о человеке для обсуждения работ по выполнению государственной общеакадемической программы «Человек, наука, общество: комплексные исследования». В рамках конференции в Красном зале Института философии АН СССР прошло первое заседание Совета Всесоюзного межведомственного центра наук о человеке, на котором обсуждались структура и формы работы Центра, Института человека и журнала «Человек».</p> Галина Леонидовна Белкина , Сергей Николаевич Корсаков , Мария Ивановна Фролова Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/6702 Ср, 22 сен 2021 00:00:00 +0300 Советский «гуманизм»: тема борьбы с человеческим страданием в произведениях А.М. Горького и М.М. Зощенко https://chelovek.iphras.ru/article/view/6703 <p>Вопреки стереотипу противопоставления творческого гения&nbsp; &nbsp;власти А.М. Горький и М.М. Зощенко длительное время были лояльны советской идеологии. Осознавая значимость литературы как способа ненасильственного массового распространения идеи и откликаясь на утопические надежды трансформации мира с помощью коллективного начала, они исследовали пути победы над человеческим страданием, считая эту победу осуществимой силами самого человека — путем социальных преобразований или научно-технического прогресса. А.М. Горький, долгое время отражавший жестокость жизни русских сел и городского дна, уделяет внимание образу борца со страданием. Таковы, например, герои романа «Мать» (1907 год), канонизированные советской властью в качестве человеческого идеала. Они наделены рядом достоинств: жертвенностью, человеколюбием, простотой, даром слова и т.д. Таков и В.И. Ленин в очерке, представленном по случаю его смерти. Однако Ленин показан еще и как политик, вынужденный применять насилие ради блага будущих поколений. Допускается и даже показывается неизбежным избавление от страданий ценой жертв. В 1940 году, откликаясь на призыв Горького «осмеять страдание», М.М. Зощенко создает «Перед восходом солнца», повесть-самоанализ, в которой, подражая наукоцентричным стремлениям 1930-х годов, исследует собственную способность испытывать несчастье. Он приходит к выводу о возможности и необходимости сознательного контроля «нижнего этажа» психики, к которому относятся страхи, ранние условные рефлексы и другие, часто неосознаваемые, «тени», влияющие на поведение личности, включая проявления жестокости и способность испытывать страдание. Опираясь на подобный контроль, возможно достичь здоровья как спокойного принятия природного и социального порядка, имеющего большую значимость, чем личностные переживания. Оба писателя показывают несомненное стремление покончить с человеческими страданиями и оба допускают второстепенность страданий отдельного человеческого существа по сравнению с общезначимым благом.</p> Екатерина Павловна Аристова Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/6703 Ср, 22 сен 2021 00:00:00 +0300 Философия для миллионов и миллион философов https://chelovek.iphras.ru/article/view/6704 <p>Рассматривается связь между высочайшей профессиональной специализацией философии и ее включенностью в жизнь повседневного сознания, коллективного и индивидуального. Карл Ясперс определяет философию именно через естественную потребность и способность человека как такового, от пронзительных вопросов детей до откровений аномальных гениев («устами детей и блаженных»). Великие философы лишь концентрируют эту спящую в человеке способность видеть мир непосредственно и каждый раз заново. По праву считаясь самым закрытым видом интеллектуальной деятельности, философия одновременно дает образцы живой коммуникации и прямого обращения к человеку и обществу. Тот факт, что носителем философских представлений является каждый из нас (сознаем мы это или нет), выводит на проблему идеологии. По аналогии с конституированием политического Карлом Шмиттом через оппозицию «друг — враг» идеология конституируется оппозицией «веры — знания» в едином континууме между полюсами «почти религии» и «почти философии». Если идеология утверждает неочевидное как очевидное, то миссия философии — систематическая критика очевидностей. Этот конфликт проявляется как в обществе, так и в сознании отдельной личности. Классика понимания идеологии как сугубо внешней манипуляции («сознание для другого») оспаривается наличием в сознании индивидуального субъекта «внутреннего диалога» и «внутренней речи» с эффектами идеологической работы и идейной борьбы с самим собой (индивид как микромодель социума и государства). Постмодерн тем более акцентирует непрофессиональное измерение философии отказом от схем прогресса и иерархии, от логики бинарных оппозиций, в том числе высокого и низкого, центра и маргиналий, специализированного и самодеятельного. Способность к рефлексии составляет важнейшую черту суверенной личности в ее сопротивлении «проникающей» идеологии и новой мифологии, деградирующей к интеллектуальному варварству и политической дикости.&nbsp;</p> Александр Вадимович Рубцов Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/6704 Ср, 22 сен 2021 00:00:00 +0300 Двойственная темпоральность Утопии https://chelovek.iphras.ru/article/view/6705 <p>В статье выражен отказ от прочтения «Утопии» Томаса Мора как, во-первых, изложения взглядов самого Мора на идеальное государство и соответственно его определения не только как гуманиста, но как коммуниста, во-вторых, сделана попытка представить гуманистические основания его идей и способы их выражения. Эти способы выражения связаны с тропологическим способом его мышления, выраженном через сатиру и иронию, с оглядкой на античные образцы, что было свойственно философии, поэтике и политике гуманизма, одна из задач которого состояла в попытках построения нового — общества (особенно актуального в период географических открытий), архитектуры, небывалого соотношения природных объектов (арчимбольдески). Образцами для «Утопии» стали произведения Платона, Лукиана, Цицерона. Она написана в духе времени с критикой государственных устройств, частной собственности, различением частного и публичного, открытости всем идеям. Интеллектуальная дезориентация читателей — специфическая творческая задача Мора-литератора, его проверка их умения к быстрой смене оптики, рассмотрению истории как альтернативного мира, радикально отличного от нашего собственного, но связанного с ним. Благодаря предельно выраженному интеллектуальному напряжению «Утопия» выходит за пределы времени, как труды Платона, Аристотеля, Августина, Маркса... Утопию можно представить как антиутопию, если учесть перформативный характер последней, способствующий мгновенному переводу слов в действие и созидающий мир утопии. Антиутопия — это ответ утопии с переменой знака: об одном и том же, поменяв оптику, можно сказать «да» и «нет». Это означает, что в современном мире уже давно виртуальное сознание становится мало отличающимся от реального, и воображение замещает теоретическую позицию, приобретая ее вид, превращая теорию в фикцию. Выдвигается гипотеза о наличии в «Утопии» множества утопических стран: ахорийцев, полилеритов, макарийцев, анемолийцев.</p> Светлана Сергеевна Неретина Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/6705 Ср, 22 сен 2021 00:00:00 +0300 Феномен самообмана и проблемы человеческой зрелости https://chelovek.iphras.ru/article/view/6706 <p>Самообман составляет часть проблемы незрелого состояния человека, и поэтому его понимание значимо, в частности, для образования, когда последнее трактуется в аспекте состояния зрелости. Сравнительно со многими имеющимися трактовками самообмана, представленная версия сосредоточена на фундаментальном уровне самообмана, что позволяет и избежать противоречивости и неполноты в его описании, и ответить на вопрос о первоисточнике феномена.&nbsp;Представленный анализ феномена самообмана сделан с позиций <em>субъектностной</em> философской антропологии, с опорой на феноменологические и диалектические подходы. Понимание феномена самообмана в статье исходит из анализа опыта внутреннего диалога, затрагивающего проблему "раскола" и двойственности. «Участники» внутреннего диалога — «Я» и «себя»? — в феноменологическом усмотрении обнаруживают особенности, объяснимые с точки зрения разных слоев опыта и, в особенности, разных уровней субъектности.&nbsp;Заявленная позиция объяснения самообмана, исходя из его фундаментального уровня, совпадает с позицией Сартра, но представленная трактовка не совпадает с его трактовкой и предоставляет дополнительные возможности для задач развития человека. Дозревание человека до зрелого состояния объяснено в связи с противостоящими самообману изменениями в освоении «Я», «себя» и их отношений.</p> Маргарита Николаевна Кожевникова Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/6706 Ср, 22 сен 2021 00:00:00 +0300 «Наше постчеловеческое будущее» в утопиях современного искусства https://chelovek.iphras.ru/article/view/6707 <p>Эволюция концепций тела и прогресса, в особенности начиная с эпохи Модерна и внедрения технологий, позволяет приблизиться к новому утопическому виденью человеческого субъекта и его телесности. Технологическое искусство, зародившееся во второй половине ХХ века, активно работает в направлении демонтажа классических утопических парадигм, сопровождавших культуру на протяжении более пяти столетий. Новое искусство взяло на себя функцию управления утопиями, которые художественный авангард создавал в условиях индустриального общества в первой половине прошлого века, и заменило их утопиями цифрового общества. Понимание тела как пространства утопического творчества сегодня имплицитно присутствует во многих утопиях и дистопиях. Физические практики, такие как бодибилдинг, пластическая хирургия, импланты, использование макияжа и тату позволяют телу выступать в качестве «утопического объекта». Наряду с этим существуют попытки представить тело не как живой объект природы, а как машину, как телесный автомат. Манипуляции с телом или на теле не могут не повлечь за собой значимых последствий, в особенности, когда новые технологии претендуют на преодоление ограничений, налагаемых нашим биологическим наследием, не принимая во внимание ни наше прошлое, ни наше природно-органическое происхождение. В этом ключе ряд мыслителей, ученых и художников рассматривает тело как нечто устаревшее, как пустую оболочку, которую необходимо сбросить, чтобы технологически уступить место следующему уровню эволюции человека: Techno Sapiens или Cyborg. Они выступают за то, чтобы объектом изучения антропологии стал не «человек», а «киборг», как наиболее подходящий представитель настоящего и, главное, нашего будущего. Фигура киборга стала центром новой утопической трансгуманистической парадигмы (К. Хейлс, Н. Бостром, Р. Хансон, Х. Моравец). Аналогично в сфере искусства появляются художники, которые стремятся представить эту техноэволюцию в своем творчестве. Среди них Стеларк, Марсель Ли Антунес и др.</p> Рикардо Иглесиас Гарсиа , Таисия Сергеевна Паниотова Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/6707 Ср, 22 сен 2021 00:00:00 +0300 Искусство как репрезентация экзистенциального https://chelovek.iphras.ru/article/view/6708 <p>Осуществляется обзорное исследование в рамках междисциплинарных подходов «антропология искусства» и «экзистенциальное искусствознание», дополняющих востребованное современной гуманитарной наукой понятие «антропный принцип в художественном творчестве». Актуальность темы обусловлена особым вниманием самого искусства Новейшего времени к экзистенциальным проблемам: художественная практика конца ХIХ века – двух первых десятилетий ХХI века в своем видовом, стилевом и жанровом разнообразии активно репрезентирует антропологические значения и смыслы. В статье подчеркивается имманентный характер экзистенциальных оснований художественного творчества, отмечается особая роль феномена Homo faber (человека творящего) в составе Homo sapiens как биологического вида, но вместе с тем акцентируется внимание на роли экзистенциальной философии (начиная с С. Кьеркегора), повлиявшей на стратегии формообразования в мировом искусстве. Автора интересуют способы репрезентации экзистенциальных смыслов и значений пластическими возможностями изобразительного искусства, процессуальных форм неоавангарда, экранных искусств, театра, поэзии, художественной прозы. Особое внимание уделяется антропологическому потенциалу художественной формы — минимальным элементам языка искусства, пластическим нюансам средств художественного изъяснения. В рамках стереоскопического экзистенциально-искусствоведческого подхода оцениваются как уже ставшие классикой, так и практически не известные широкой публике произведения современной живописи, графики, скульптуры, поэзии и художественной прозы, кинематографа и видеоарта России и мира. Развернутая панорама образов и языков искусства призвана представить ипостаси человека экзистенциального — трансцендирующего, творящего, свободного, страдающего, одинокого, любящего, страшащегося, переживающего опыт смерти. Упомянутые феномены рассматриваются как структурные элементы созданной автором системы экзистенциалов человеческого бытия, анализируемых в эстетико-художественном ракурсе. Подобный метод анализа в данном контексте применяется в мировой науке впервые.</p> Сергей Сергеевич Ступин Copyright (c) https://chelovek.iphras.ru/article/view/6708 Ср, 22 сен 2021 00:00:00 +0300