Субъект в биоэтике: индивидуальный и коллективный

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31857/S0236200725030103

Ключевые слова:

биоэтика, субъект, коллективный субъект, аутентичность, субстантивизм, интерсубъективность, свобода, благо

Аннотация

Рассматривается проблема коллективной и индивидуальной субъектностей в биоэтике. Полноценное признание субъекта в биоэтикепроисходит через феномен автономии уже в начале XX века. Однако нельзя сказать, что создание концепции субъектности осуществляетсяисключительно на основе уважения принципа персональной автономии. Цель исследования состоит в анализе противопоставления коллективного и индивидуального субъектов в биоэтике. Для решения этой задачи рассматриваются генезис концепции субъектности в биоэтике и ее адаптация к современным биомедицинским технологиям. Традиционно в медицине субъект подвергался телесным и интеллектуальным манипуляциям под гарантии добродетельной интенции врача. Осознание различения автономии и блага восстановления здоровья происходит в результате возрастания значения субъектности, меняющего само содержание медицины как добродетели оказания помощи и спасения человеческой жизни посредством признания активного субъекта, который самостоятельно определяетсобственное благо, используя критическое мышление и личный опыт. Обосновывается предположение о возможном рассмотрении субъектногоподхода, основанного на уважении автономии, в двух модусах —критическом, использующем рефлексию, и доверительном, следующемсопереживанию коллективным ценностям, которые репрезентируются в коллективном субъекте, а также на различении в биоэтике концепций автономии и свободы. Делается вывод о том, что коллективная и индивидуальная субъектности структурно скорее взаимосвязаны, нежели противостоят друг другу, поскольку используют аутентификацию как способ процедурной организации действия. Индивидуальный субъект всегда сохраняет за собой субстантивистскую автономию, что позволяет ему строить и реконфигурировать коллективные формы автономии, пользуясь врожденной свободой. Устойчивость коллективной субъектности основывается на доверии и сопереживании; без соблюдения этих условий коллективная субъектность распадается. Различение свободы и автономии в современной биоэтике позволяет одновременно описывать субъекта как коллективного и индивидуального актора.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Роман Рифатович Белялетдинов , Институт философии РАН

    кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Опубликован

2025-06-06

Выпуск

Раздел

Социальные практики

Как цитировать

[1]
2025. Субъект в биоэтике: индивидуальный и коллективный. Человек. 36, 3 (Jun. 2025), 144–162. DOI:https://doi.org/10.31857/S0236200725030103.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)