Современный республиканизм как теория гражданского воспитания

Авторы

  • Артем Сергеевич Серебряков Европейский университет в Санкт-Петербурге

Ключевые слова:

республиканизм, гражданственность, воспитание, образование, свобода, гражданские добродетели, делиберация, педагогика, политическое участие

Аннотация

В статье рассматриваются идеи воспитания гражданственности, обсуждаемые в современном республиканизме. Политическая традиция республиканизма сфокусирована на проблемах свободы и отсутствия доминирования, политического участия и совместного принятия решений, гражданских добродетелей и обязательств. Начиная с античных источников, республиканизм подчеркивал важность воспитания гражданственности и неразрывную связь педагогики и политики. В статье показано, почему современные теоретики, в частности Изольт Хонохан, Эндрю Питерсон и Джеффри Хинчлиф, полагают, что республиканские идеи о воспитании будут востребованы в сегодняшнем обществе, переживающем кризис политического участия и доверия к общественным институтам. Идеи гражданского воспитания выглядят альтернативой моделям, которые рассматривают образование как рыночную услугу и сводят его к частной сфере. Республиканское воспитание предполагает высокую степень школьного самоуправления, делиберацию учеников по моральным и политическим вопросам и имеет немало общего с эмансипаторными теориями образования. В заключение поднимается вопрос о необходимости философской концептуализации детства в связи с разработкой республиканского политического проекта, делающего ставку на воспитание гражданственности.

Биография автора

  • Артем Сергеевич Серебряков , Европейский университет в Санкт-Петербурге

    аспирант Центра практической философии «Стасис»

Опубликован

2022-12-25

Выпуск

Раздел

Социальные практики

Как цитировать

[1]
2022. Современный республиканизм как теория гражданского воспитания. Человек. 33, 6 (Dec. 2022), 88–104.