«Свой» и «Чужой» в раннем христианстве в свете новых антропологических теорий

Авторы

  • Анна Александровна Лунева Институт философии. Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова:

раннехристианский антииудаизм, иудео-христианские отношения античности, другой, межгрупповые конфликты, межкультурная коммуникация, стереотипы, предрассудки

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития раннехристианского антииудаизма с использованием методов современного когнитивного религиоведения и социальной антропологии. Подобный подход позволит иначе взглянуть на раннехристианские антииудейские сочинения II–III веков и по-новому объяснить причину возникновения антииудаизма. В трудах раннехристианских авторов иудеи всегда представлены как «чужие», противостоящие «своим» — христианам. Образ иудея стереотипизирован и переходит из текста в текст: их характеризуют как богоубийц и отступников, имеющих нелепые обряды. В то же время христиане представлены как новый, духовный Израиль, их новый закон сменил старый закон иудеев. «Свои» для христиан — это те, кто не признает плотских жертв иудеев и отрицает обрезание и празднование Субботы. Когнитивная и социальная антропологии дают объяснение уничижения «чужих» и превознесения «своих», указывая, что межгрупповые конфликты возникают, когда группы преследуют одни и те же цели, и при этом страх перед «чужими» усиливает сплоченность внутри группы. В результате такого межгруппового взаимодействия возникают стереотипы, которые передаются, укрепляются и развиваются внутри группы. Иудео-христианские отношения античности — один из примеров конфликтогенного межгруппового взаимодействия. Античные антииудейские тексты показывают, как складывалось неприятие иудеев христианами под влиянием формирующихся стереотипов.

Биография автора

  • Анна Александровна Лунева , Институт философии. Санкт-Петербургский государственный университет

    аспирантка

Опубликован

2022-03-24

Выпуск

Раздел

Символы. Ценности. Идеалы

Как цитировать

[1]
2022. «Свой» и «Чужой» в раннем христианстве в свете новых антропологических теорий. Человек. 33, 1 (Mar. 2022), 159–172.