Телесность и телесные практики в воспитательных проектах предвоенного СССР и нацистской Германии

Авторы

  • Ирина Владимировна Волкова ВШЭ

Ключевые слова:

моделирование телесности, сенсорно-моторный опыт, нервная пластичность, быстрая обучаемость, вариативность действий

Аннотация

В статье исследуются практики, связанные с телесностью и движением, составлявшие важную часть воспитания подрастающих поколений в СССР и Третьем Рейхе. Сравнительный анализ обоих воспитательных проектов показывает, что советский предоставлял гораздо больше простора школьникам для моделирования своей телесности, чем нацистский. Советские учителя старались направить гиперактивность учащихся в русло внепрограммных занятий в кружках, студиях, секциях, общественной работы, участия в разнообразных конкурсах, соревнованиях, концертах и других мероприятиях, которые позволяли развивать многочисленные интеллектуальные и двигательные умения. Советское воспитание обеспечивало значительный сенсорно-моторный опыт и нервную пластичность, которые в пространстве войны определяли способность молодых призывников к быстрому овладению военными навыками и большей вариативности действий сравнительно с противником. В отличие от советского проекта воспитания нового человека, обращенного к индивидуальности, душе и воле, нацистский основывался на варварской романтизации права сильнейшего и был преимущественно биотехнологическим. Он был изначально нацелен на формирование человека с железной волей в великолепном теле и был враждебен интеллектуализму, способному подорвать убеждения и стремление к власти в юношеской среде. По этой причине главные воспитательные функции были делегированы Гитлерюгенду. Строившаяся на парамилитарной активности (спорт, марши, палаточные лагеря с кострами, участие в партийных праздничных церемониях) работа с детьми Гитлерюгенда обеспечивала однообразную, в основном военную подготовку, которая показала свою недостаточность в условиях тотальной войны.

Биография автора

  • Ирина Владимировна Волкова , ВШЭ

    доктор исторических наук, профессор, школа исторических наук

Опубликован

2021-12-25

Выпуск

Раздел

«ДАНО МНЕ ТЕЛО…»

Как цитировать

[1]
2021. Телесность и телесные практики в воспитательных проектах предвоенного СССР и нацистской Германии . Человек. 32, 6 (Dec. 2021), 150–165.