Любовь и непостоянство в японской эстетике ХХ века. О художественно-антропологическом анализе Куки Сюдзо и Караки Дзюндзо

Авторы

  • Елена Львовна Скворцова Институт востоковедения РАН

Ключевые слова:

Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, ики, мудзё, культура Японии, буддизм, Ничто, традиционная японская эстетика

Аннотация

В статье рассмотрены взгляды двух известных японских эстетиков ХХ века — Куки Сюдзо и Караки Дзюндзо. Проанализирован главный труд Куки «Структура ики», посвященный исследованию своеобразного феномена — ики, в котором нашли отражение нюансы любовных отношений мужчины и женщины, во многом определившую атмосферу городской культуры эпохи Эдо-Токугава. Самой цитируемой работой другого японского ученого, Караки Дзюндзо, является монография «Мудзё», представляющая собой подробную историографию эстетической категории мудзё, означающей непостоянство всего сущего и имеющей ярко выраженный буддийский характер. Несмотря на то, что, начиная с эпохи Мэйдзи, западные теории были важным фактором формирования взглядов мыслителей Японии, традиционализм до сих пор играет доминирующую и системообразующую роль в этой стране. 

Биография автора

  • Елена Львовна Скворцова , Институт востоковедения РАН

    доктор философских наук, ведущий научный сотрудник

Опубликован

2021-03-17

Выпуск

Раздел

Символы. Ценности. Идеалы

Как цитировать

[1]
2021. Любовь и непостоянство в японской эстетике ХХ века. О художественно-антропологическом анализе Куки Сюдзо и Караки Дзюндзо. Человек. 32, 1 (Mar. 2021), 63–89.