Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии
Материалы обсуждения на совместном заседании научных семинаров «Время. Субъект. Сознание. Деятельность» и «Культурно-деятельностная психология» факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 6 апреля 2020 года
DOI:
https://doi.org/10.31857/S023620070010929-8Ключевые слова:
пандемия, культурно-деятельностная психология, экстремальная ситуация, конкретная психология человека, смысл жизни, смысл смерти, принцип заботы о себе и о другомАннотация
Пандемия COVID-19 бросила вызов как конкретному человеку, обществу и всей человеческой цивилизации, так и наукам, изучающим человека. В дискуссии поднимается вопрос необходимости пересмотра понимания человека в психологии. Человек рассматривается в процессе перехода от «психологического», абстрактного индивида к реально существующему, конкретному, живому человеку в его телесной воплощенности (или в аспекте природного, биологического субъекта). Ставится вопрос целесообразности дополнения и расширения культурно-исторического понимания человека через призму его индивидуальной истории. Обсуждается представление о катастрофической, чрезвычайной ситуации не только в оптике общества и природы в целом или абстрактно-гипотетических конструктов, но и на уровне жизни отдельного человека. Рассматривается важность существования человека в глобальной угрозе в научно-теоретическом плане, а не как традиционно понимаемой прикладной проблемы. Негативные трактовки экстремальной, чрезвычайной ситуации требуют концептуализации позитивности как источника преодоления, решения жизненных задач, роста развития, открытия нового. Кроме того, требует кардинального пересмотра понятие практики в психологии (Л.С. Выготский). Практику помощи необходимо рассмотреть не только как прикладную отрасль в психологии, а в фундаментальном, теоретическом ее значении, раскрывая психологическую помощь как практическую заботу. Авторы сходятся во мнении, что существование человека в условиях глобальной угрозы COVID-19, радикально меняет отношения человека и общества. В условиях пандемии социальные практики раскрыли конкретного человека в новом отношении к обществу, поставив общественную жизнь «на паузу» в целях сохранения жизни индивидуального человека. Феномен смерти, подвергавшийся в психологии теоретическому вытеснению, рассматривается теперь как часть человеческой жизни. Смысл жизни нужно соотнести со смыслом смерти, который позволяет раскрыть существование человека в полноте его жизни, бытия.