Психопат как новый герой литературы постмодернизма (на примере трансформации образа гения в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»)

Авторы

  • Анастасия Валерьевна Кучерова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.31857/S023620070006463-6

Ключевые слова:

гений, гениальность, Зюскинд, Парфюмер, постмодернизм, психопатия, психопат

Аннотация

В статье исследуется обращение литературы постмодернизма к фигуре психопата на примере романа Патрика Зюскинда “Парфюмер. История одного убийцы” (1985), где осуществлено такое переосмысление гениальности, когда она предстает в форме психопатии. Личностям психопатического склада начинает отводиться все более значимое место в условиях современного мира, и, хотя психопат существовал в культуре всегда, именно писатели постмодернизма активно вводят его в свои произведения. В центре внимания П. Зюскинда находится фигура гения, важнейшая для немецкой культуры. Романтики заложили традицию осмысления гения как посредника, привносящего в мир законы Природы и направляющего развитие общества; гений — значимая точка соединения антропологической и социальной плоскостей, он может быть в одно и то же время и плодом культурной традиции, и деформирующим ее бунтарем. Сосредотачивая в тексте выработанные романтизмом черты гениальности, Зюскинд утрирует и отрицает их, трансформируя позитивный возвышенный образ гения в фигуру психопата. В силу своих особенностей именно психопат становится героем, являющим собой ответ на вызовы современности, которую постмодернизм связывает с подчинением человека обществу потребления, подменой реальности набором симулякров, стремлением социума к обезличиванию и аннигиляции человека. Моральная децентрация субъекта и отсутствие признанных авторитетов вынуждает индивида искать точку опоры в себе, актуальным становится протест личности против оказываемого на нее давления, и психопат начинает выступать как герой, способный бросить вызов миру (произведения Дж. Фаулза, Э. Берджесса, Б.И. Эллиса и др.). Стремление парфюмера построить и отстоять собственную индивидуальность происходит через утверждение набора определенных черт, характерных для психопатов — фанатичной преданности собственным интересам, успешности, жестокости, тяги к манипулированию. Так, обращаясь к гениальности как материалу для художественного переосмысления, Патрик Зюскинд использует ее для создания героя нового типа.

Биография автора

  • Анастасия Валерьевна Кучерова, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

    аспирантка

Опубликован

2019-10-25

Выпуск

Раздел

Обзоры и рецензии

Как цитировать

[1]
2019. Психопат как новый герой литературы постмодернизма (на примере трансформации образа гения в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»). Человек. 30, 5 (Oct. 2019), 174–189. DOI:https://doi.org/10.31857/S023620070006463-6.