Воспитание человека в новом тысячелетии

Авторы

  • Маргарита Николаевна Кожевникова Независимый исследователь

Ключевые слова:

воспитание, социализация, философия образования, эмоциональный интеллект, социально-эмоциональное обучение, нравственное воспитание, неолибералистская образовательная политика

Аннотация

Статья посвящена современной проблематике воспитания и социализации, в связи с введением в образование программ социально-эмоционального обучения (СЭО) за рубежом и в России. СЭО проанализировано в историческом контексте, выявлена его связь с гуманистической парадигмой. При проблематизации СЭО обнаруживается, что важнейшие смыслы программ применительно к воспитанию определяются как опора на внутренний опыт, поворот к субъектности (условию «практик себя»), а также как мотивационный переход к эмпатии, любви и нравственности и обеспечиваются применением созерцательных практик, производящих замедление, остановку, молчание и создающих условия для развития эмпатии и любви. В философском анализе контекста современного образования выявлены влияния, представляющие риски для воспитательных возможностей СЭО. Осмысляя их, автор рассматривает как симптоматичное вытеснение «воспитания» «научением», и связывает причины последнего с образовательной политикой в мире, испытывающей влияние неолибералистской ментальности, ориентированной на экономический подход в понимании человека.

Биография автора

  • Маргарита Николаевна Кожевникова, Независимый исследователь

    кандидат философских наук

Опубликован

2019-06-25

Выпуск

Раздел

Социальные практики

Как цитировать

[1]
2019. Воспитание человека в новом тысячелетии . Человек. 30, 3 (Jun. 2019), 80–95.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)