Каббала в культурном пространстве Западе (Конец XV - начало XVIII века)
Ключевые слова:
Каббала, христианская Каббала, синкретизм, лингвистический мистицизм, ренессансная натурфилософия, универсальная религия, каббалистическая магия, метафизикаАннотация
Статья посвящена восприятию каббалы в Западной Европе, которое приняло форму христианской каббалы - синкретического учения, включающего элементы христианства, каббалы, неоплатонизма, герметизма и магии. Несмотря на миссионерский характер, христианская каббала дала мощный импульс для развития ренессансной натурфилософии (Й. Рейхлин, Дж. Ди), концепции личности, идей универсальной религии (Пико делла Мирандола) и единого человечества (“розенкрейцерское просвещение”). Под влиянием лурианской каббалы широко распространившееся понятие тиккун (исправление) было интерпретировано как социальный и вселенский (космический) прогресс. Во второй половине XVII в. некоторые каббалистические понятия были включены в метафизику Б. Спинозы и монадологию Г. Лейбница. Эта тенденция, открывающая новые возможности для интерпретации каббалы, была прервана в XVIII в. и после этого время от времени оживала в XIX-XX вв.