Догэн и почитание бодхисаттвы каннон в Японии XIII века. К публикации трактата "Внимающий звукам"

Авторы

  • Надежда Николаевна Трубникова РАНХиГС

Ключевые слова:

японский буддизм, дзэн, традиция, Догэн Каннон

Аннотация

Почитание будд и бодхисаттв в Японии можно обсуждать на трёх уровнях: с точки зрения его канонических источников, его действительного бытования и его ос- мысления в трудах японских мыслителей разных школ. Взаимосвязь между этими тремя уровнями можно рассмотреть на примере бодхисаттвы, особенно чтимого во всем буддийском мире: Внимающего Звукам (яп. Каннон, санскр. Авалокитеш-вара). Каноническими источниками для почитания этого бодхисаттвы как милосердного спасителя всех страждущих в Японии служат "Лотосовая сутра" (глава XXV), несколько "тайных" обрядовых руководств, сутры о Чистой земле будды Амиды, а также "Сутра-сердце праджня-парамиты" и ещё ряд сутр, излагающих учение махаяны в целом. Традиции храмов Хасэ, Киёмидзу и многих других, по-свящённых Внимающему Звукам, чудеса этого бодхисаттвы, явленные в Японии, обсуждаются в текстах разных жанров, в том числе в храмовых преданиях энги и поучительных рассказах сэцува. Что касается школьного уровня, то особенно интересны тексты XIII в., когда в Японии возникают радикальный амидаизм Синра-на, "созерцание" (дзэн) Догэна и исключительное почитание "Лотосовой сутры" Нитирэна. Каждый из этих мыслителей описывает свой путь почитания Внимающего Звукам и при этом отчасти спорит с предшествующими традициями, а отчасти продолжает их. Догэн рассуждает о бодхисатве Каннон в трактате "Внимающий Звукам" (1242). Он разбирает диалог двух наставников китайской традиции "созерцания" IX века и показывает, какую роль в дзэнском обучении может играть образ милосердного "тысячерукого и тысячеглазого" заступника, при том что подвижничество дзэн возможно только как самостоятельное, поддержке извне здесь места нет. Соотнося рассуждения о Каннон с темой словесного выражения истины (неизбежно недостаточного), Догэн связывает учение о Каннон как бодхи-саттве милосердия с теми наставлениями махаяны, где Каннон появляется как условный "созерцатель", носитель истинного знания, обретенного в опыте. Статья предваряет перевод трактата "Внимающий Звукам".

Биография автора

  • Надежда Николаевна Трубникова, РАНХиГС

    доктор философских наук, заместитель главного редактора журнала “Вопросы философии”; ведущий научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований

Загрузки

Опубликован

2017-12-25

Выпуск

Раздел

Общее

Как цитировать

[1]
2017. Догэн и почитание бодхисаттвы каннон в Японии XIII века. К публикации трактата "Внимающий звукам". Человек. 6 (Dec. 2017), 113–129.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)