Время человека в философии Н.А. Бердяева: образ и смысл
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200725030025Ключевые слова:
метафизика творчества, философия истории, религиозный опыт, личность, оправдание человека, эсхатологияАннотация
В статье рассматриваются особенности философско-антропологической концепции Н.А. Бердяева. Ее конструктивно-смысловым элементом выступает проблема существования человека в истории и вечности. Бердяев предъявляет свою философию как опыт постиженияреальности свободного духа, символизацией которого выступает исторический и культурный процесс. В «Смысле творчества» Бердяев толкует человека в религиозно-метафизическом ключе, в «Смысле истории» формулирует продуманную эсхатологическую концепцию философии истории. Русский мыслитель развивает тему времени человека и метаистории в главных книгах 1930–1940-х годов, которые демонстрируют процесс сложения экзистенциально окрашенной системы эсхатологической метафизики Бердяева. Все проблемы, значимые в период, когда он активно поддерживал общественно-политические и религиозно-философские споры русской интеллигенции, после революции Бердяев будет решать с точки зрения духовного смысла исторического процесса и культурного творчества человека. В статье анализируется характерное для Бердяева переосмысление индивидуального и общественного модуса бытия человека в метафизическойи эсхатологической перспективе, где время личностного существования понимается философом как персональный, исторический и метаисторический Апокалипсис. Выдвигается тезис, что утверждение Бердяева о творческом вкладе человека в метаисторический процесс имеет этический смысл и является морально-волевым преодолением кризиса христианства, философски осмысленного им. Согласно Бердяеву, выражением этого кризиса стали русская революция, мировые войны, свидетельствующие об отказе современного общества и человека от следования по пути Богочеловечества. По мнению автора, дискурс Бердяева о времени существования человека дает возможность обсудить метафизический поворот в истории философской антропологии и его онтологические, этические и философско-исторические следствия.