Искусство и протезы: о способах эктазии человеческогo и синхронизации миров
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200725020115Ключевые слова:
искусство, art&science, технологии, технологическое искусство, постгуманизм, протезы, границы опыта, практическое исследованиеАннотация
В статье рассматривается проблема определения границ человеческого и ее связь с понятием «опыт» в философском и искусствоведческом ключе. Быть человеком — значит иметь опыт обладания человеческим телом, однако этот опыт постоянно меняется из-за многих факторов: научного и технического прогресса, появления новых философских и культурных концепций, новых этических подходов, атакже в результате того, что искусство становится проводником этих новых современных идей. Автор предлагает использовать понятие эктазия (растяжение) для описания практик, переопределяющих границы тела при помощи искусства. Далее ставится вопрос: может ли перевоплощение, которое люди практикуют с древних времен, позволить пережить «нечеловеческий» опыт? За ответами автор обращается к философским текстам и произведениям искусства из области Art&Science, высказывающимся в поле описываемой проблематики. Художественные проекты вместе с теоретическими текстами становятся инструментом анализа, а практики искусства применяются как один из методов гуманитарного исследования. Также обсуждается понятие протеза в искусстве, которое рассматривается в качестве средства доступа к постпостчеловеческому. В заключении сформулированы критерии для определения принадлежности объектов искусства к «протезам», расширяющим границы опыта в направлении межвидовой коммуникации. По мнению автора подобные практики на территории современного искусства могут быть полезным упражнением, тренирующим гибкость ума и эмпатию к другим биологическим видам, а также могут способствовать осведомленности об окружающем мире и о нас самих.