Человек и цвет: колористика культурного ландшафта

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31857/S0236200724060078

Ключевые слова:

цвет, колористика, цветовой образ, цветопространственная композиция, культурный ландшафт, пространственная образность, образ-парадигма, холизм восприятия, цветовая гармония, фрактальность

Аннотация

В статье представлен обзор современных теорий и методологических подходов, которые расширяют привычную исследовательскую практику изучения колористики культурных ландшафтов, предлагая специальные инструменты, способные зафиксировать, как на самом деле человек видит цвет в культурном ландшафте, что он при этом чувствует, как запоминает его и использует.Культурные ландшафты, среди которых современный человек проводит большую часть своей жизни, сочетают в себе природные и антропогенные слои, представляя особую систему матриц и кодов культуры, непосредственно связанных с определенной территорией. Независимо от типа, размеров и структуры, каждый культурный ландшафт обладает характерным цветом. Исследование предлагает анализ ряда идей, важныхдля осмысления (1) пространственной образности колористики культурного ландшафта, (2) механизмов восприятия и (3) построения составляющих его цветовых образов. Особое внимание уделяется анализумультимодального характера цветового образа, его подвижности и холизма восприятия. Обсуждается методологическое значение теорий географического детерминизма для понимания механизма формирования колористики культурного ландшафта. Представленный в статье анализпозволяет лучше понять природу, выделить ключевые черты колористики культурного ландшафта и определить ее значение для человека. Смещение акцента с изучения связи между цветом и объектами на связь между цветом и человеком задает особый вектор исследования: не «сверху», а «изнутри», «с близкого расстояния», с позиции погруженного в цветовую среду наблюдателя. Подобное изменение оптики, наряду с теоретическими аспектами, имеет важное значение для прикладной проекции в различные целевые сферы культурного ландшафта. В частности — для формирования цветовой среды, соответствующей ожиданиям и запросам различных социальных групп современного общества.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Юлия Александровна Грибер , Смоленский государственный университет

    доктор культурологии, профессор кафедры социологии и философии, директор научно-образовательного центра «Лаборатория цвета»

Опубликован

2024-11-29

Выпуск

Раздел

Социальные практики

Как цитировать

[1]
2024. Человек и цвет: колористика культурного ландшафта. Человек. 35, 6 (Nov. 2024), 108–123. DOI:https://doi.org/10.31857/S0236200724060078.