Консолидирующий потенциал современного российского общества: общительный и нравственно-жертвенный человек
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200724060055Ключевые слова:
ценности, общительность, жертвенность, доверие, человек, консолидация, российское общество, идентичность, государство-цивилизация, социокультурная гетерогенностьАннотация
В условиях социокультурной гетерогенности населения многонациональной России и ее полицентричности как государства-цивилизации особую актуальность обретает вопрос о поиске путей консолидации современного российского общества. Статья посвященаизучению и анализу отличительных социально-психологических характеристик нравственно-жертвенных и общительных россиян. Цельюисследования является определение тех социокультурных «скреп» в форме ценностных ориентаций современного российского общества, которые могут способствовать развитию и поддержанию его консолидирующего потенциала при сохранении культурного многообразия регионов и этнических общностей нашей страны. Теоретико-методологическая основа исследования представлена антропосоциокультурным подходом (Н.И. Лапин), концепцией культуры (В.С. Степин), концепциями «шока будущего» (Э. Тоффлер) ификсацией кризиса доверия в современных обществах (Ж. Бодрийяр, П. Штомпка, Ч. Перроу). В эмпирическую основу исследования вошли данные, полученные в рамках проведения восьмой волны всероссийского мониторинга, проводимого Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН. Автором был проведен анализ социально-психологических особенностей целевой когорты общительных и нравственно-жертвенных россиян в сравнении с когортой остальных жителей России. В ходе исследования были выявлены такие отличительные характеристики нравственно-жертвенного и общительного человека, как: сильное чувство общности с жителями России и стран бывшего СССР; практически отсутствующее чувство близости с жителями Европы и Азии;«космополитичность»; сильная эмоциональная привязанность к России; позитивный взгляд на социокультурные, экономические и природные особенности страны; высокий уровень удовлетворенности жизнью; поддержка идеи о том, что Россия должна развиваться по своему особому пути и в ней никогда не привьется западный образ жизни; высокий уровень доверия окружающим; наличие друга, на которого можно положиться в трудную минуту. Результаты сравнительного анализа позволили выявить социально-психологические характеристики нравственно-жертвенных и общительных россиян, а также обосновать функциональное влияние ценностей жертвенности и общительности на консолидирующий потенциал гетерогенного российского общества и государственно-гражданскуюидентичность россиян.