Роль культурной идентичности в восприятии элементов храмовой архитектуры

Авторы

  • Виктория Николаевна Галяпина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-3885-1455
  • Надежда Анатольевна Киселева Псковский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-4343-3530
  • Иван Александрович Аполлонов Кубанский государственный технологический университет https://orcid.org/0000-0002-1926-8213

DOI:

https://doi.org/10.31857/S0236200724050085

Ключевые слова:

этническая идентичность, религиозная идентичность, региональная идентичность, культурная идентичность, архитектурный храмовый изразец, семантический дифференциал, русские, Россия

Аннотация

Анализируется культурная идентичность (включающаяэтническую, религиозную и региональную идентичности) как фактор, предсказывающий позитивное/негативное восприятие одного из элементов городской архитектурной среды — храмового изразца. Опираясь на теориюсоциальной перцепции, а также учитывая особенности восприятия произведений искусства, авторы провели исследование среди русских в России (N=620). В качестве инструментария использовались семантическийдифференциал и шкалы измерения этнической, религиозной и региональной идентичностей. Для анализа проводились конфирматорный факторный анализ и моделирование структурными уравнениями. Согласно результатам исследования, семантическое пространство восприятия изразца Теремного дворца Московского Кремля имеет пятифакторную структуру:«Праздничный», «Некомфортный», «Пассивный», «Минорный», «Дружелюбный». При этом наиболее выражены позитивные характеристики — «Праздничный» и «Дружелюбный». У респондентов более всего выражены такие составляющие культурной идентичности, как этническая и региональная идентичности, и менее всего — религиозная. Культурнаяидентичность является положительным предиктором восприятия позитивных характеристик изображения изразца Теремного дворца Московского Кремля и отрицательным предиктором восприятия его негативных характеристик.Таким образом, культурная идентичность стимулирует позитивные образы элемента традиционной русской архитектуры — храмового изразца, отражающиеся в его позитивной психосемантической оценке. Полученные данные могут быть использованы в разных сферах деятельности: туризме и экскурсоведении с целью регуляции туристических потоков путем отбора информационного содержания для экскурсантов с учетом их культурной идентичности; разработке брендинга разных регионов; урбанистике при изучении факторов, влияющих на эстетику и комфортность окружающей среды и т.д.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Виктория Николаевна Галяпина , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

    доктор психологических наук, доцент, профессор департамента психологии, главный научный сотрудник центра социокультурных исследований факультета социальных наук

  • Надежда Анатольевна Киселева , Псковский государственный университет

    кандидат психологических наук, доцент департамента психологии

  • Иван Александрович Аполлонов , Кубанский государственный технологический университет

    доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории, философии и психологии

Опубликован

2024-11-07

Выпуск

Раздел

Символы. Ценности. Идеалы

Как цитировать

[1]
2024. Роль культурной идентичности в восприятии элементов храмовой архитектуры. Человек. 35, 5 (Nov. 2024), 145–163. DOI:https://doi.org/10.31857/S0236200724050085.