Феномен психологических границ у детей старшего дошкольного возраста
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200724050048Ключевые слова:
психологические границы ребенка, психологическое пространство ребенка, качественные методы исследования, проективная методика «Свой дом», старший дошкольный возраст, диагностика психологических границ у дошкольников, особенности психологических границ старших дошкольников, роль взрослого и сверстника в дошкольном возрастеАннотация
Психологическая граница, рассматриваемая как удобная описательная метафора, позволяет обозначить процесс отделения личного пространства одного человека от другого. К старшему дошкольному возрасту данный феномен приобретает особую значимость: ребенок готовится к вступлению в новую социальную ситуацию развития, которая предполагает необходимость переструктурирования сложившихся отношений со средой. Целью исследования является изучение феномена психологических границ у детей старшего дошкольного возраста. Качественный подход обеспечивает возможность получения тонко нюансированной информации, глубоко погрузиться в каждый индивидуальный случай. Стимульный материал обращен к понятному, значимому, ценному для ребенка конструкту «дом». Данный стимул выступает как метонимия, которую требуется наполнить собственным психологическим содержанием. В процессе рисования с ребенком проводится полуструктурированная беседа, в процессе которой уточняются особенности рисунка. Правдоподобность, переносимость и подтверждаемость полученных результатов обеспечивается четкой инструкций, наличием бланка регистрации ответов и данных наблюдения, интервьюированием родителей. Качественная интерпретация результатов позволяет «услышать детский голос», перейти к анализу индивидуального случая, создать «порядок из хаоса», объединив взаимодействия ребенка со средой в единый феномен — психологические границы. Проведенное исследование показало, что психологические границы старших дошкольников — это сложный конструкт, включающий в себя и оценку дружественности среды, и роль взрослых и сверстников, и наличие различных состояний психологических границ (в покое, во взаимодействии, и в ситуации угрозы).