Homo pictor в антропологическом измерении
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200724030106Ключевые слова:
жизненный мир, тело, жест, медиа, линия, изображение, интенция, репрезентация, восприятие, Homo рictorАннотация
Рисунок — это графический артефакт, он образуется наплоскости как фигура, из связанных линий, точек, штрихов и пятен. В статьерассматривается антропологическая роль таких артефактов в истории. Как новый вид человек создает искусственную реальность из предметов —выступает как Homo faber. На базе знаков он создает язык — выступает как Homo symbolicum. На базе изображений он формирует системы образов, позволяющих выражать эмоции и чувства, — выступает как Homo рictor, или «человек рисующий». Выделяемые сферы в реальности пересекаются, но в целях исследования они могут быть разграничены. Рисунок в статье рассматривается как медиа, как посредник в процессах восприятия иэкспрессивной деятельности. Способность людей создавать вещи связана со встречным движением, когда вещи изменяют человека. Эти процессы дают начало практическому расширению сферы контактов с миром, процессурасширения разума. Феноменологическое рассмотрение изображений предполагает изучение влияния человеческой телесности на практики производства графических артефактов. Здесь встреча человека с миром начинается с касания карандаша бумаги. Выполненный из линий и точек рисунок — не копия предмета, это версия вещи, созданная из особых материалов. Задача статьи — расширить панораму антропологического вѝдения человека, раскрыть связи характеристик Homo рictor с другими чертами Homo sapiens — преобразованием предметного мира и преобразованием самого себя. Изображения играют важную роль вформировании визуальных медиа в культуре, в развитии визуального мышления, процессах освоения пространства и времени жизненного мира,развития рефлексии индивидов. Исследовать рисование — это изучать нашу речь о рисовании, изучать рисование как мышление.