Социальность и субъектность в советском проекте человека

Авторы

  • Григорий Львович Тульчинский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-5820-7333

DOI:

https://doi.org/10.31857/S0236200724020088

Ключевые слова:

антропологический идеал, личность, ответственность, прагмасемантика, советское, социально-культурный инжиниринг, социальность, субъектность, цифровизация

Аннотация

Предпринята попытка обобщения опыта осмыслений советского проекта нового человека, осуществленных в XXI столетии. Провозглашенное создание коммунистического общества предполагало не только ликвидацию частной собственности, развитие соответствующих социальных отношений. Эти радикальные преобразования одновременно формировали новое сознание у участников этого процесса и нуждались в активных его акторах. Такой радикальный антропологический эксперимент был весьма противоречив как по ходу его реализации, так и по результатам. С одной стороны, пропаганда и система образования формировали и транслировали запрос на личность, способную к самостоятельным творческим действиям,взятию на себя ответственной инициативы, с другой — реальные практики социальной жизни регламентировались жестким контролем, пресекавшимлюбую самостоятельную инициативу. В результате первоначальный энтузиазм преобразований, а также потенциал первого собственного советского поколения были исчерпаны массовыми репрессиями. В конечном счете практики контроля и соответствующего социального отбора породили парадоксально сочетающиеся инфантильную безответственность и нетерпимость. Недоговороспособность, неумение и нежелание выстраивать горизонтальные отношения закрепили опыт решения всех вопросов исключительно через властную вертикаль посредством просьб, жалоб и доносов. Социум расслоился на два взаимодополняющих друг друга типа людей: тех, кто имеет чрезвычайно мало возможностей самостоятельного обустройства своей жизни, и тех, кто безответственно распоряжается этим человеческим материалом. В анализе используются материалы масштабного социально-философского исследования, реализованного С.А. Никольским, ряд социально-этических идей А.А. Зиновьева, а также прагмасемантический подход, позволяющий рассматривать смыслообразование как результат взаимодействия контекстов, задаваемых социально-культурными практиками.В результате проведенного рассмотрения советский опыт предстает убедительным уроком-предупреждением о следствиях формализации социальных отношений. Это особенно актуально применительно к условиям современной ситуации, когда социально-культурные практики в цифровом формате сводят смыслообразование к нормативным алгоритмам, «укрощая» субъектность — основной источник динамики смыслообразования.

Биография автора

  • Григорий Львович Тульчинский , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

    доктор философских наук, профессор, профессор департамента государственного администрирования

Опубликован

2024-09-06

Выпуск

Раздел

Символы. Ценности. Идеалы

Как цитировать

[1]
2024. Социальность и субъектность в советском проекте человека. Человек. 35, 2 (Sep. 2024), 136–152. DOI:https://doi.org/10.31857/S0236200724020088.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

  • Владислав Александрович Лекторский, Илья Теодорович Касавин, Борис Григорьевич Юдин, Светлана Сергеевна Неретина, Сергей Сергеевич Аванесов, Сергей Алевтинович Смирнов, Марина Сергеевна Киселева, Татьяна Владимировна Артемьева, Светлана Мушаиловна Климова, Максим Анатольевич Мануильский, Андрей Дмитриевич Майданский, Ольга Владимировна Попова, Григорий Львович Тульчинский, Гуманитарные науки: вчера, сегодня, завтра (материалы круглого стола) , Человек: № 2 (2015)