Прощение и самопрощение: единство морального и психологического
Ключевые слова:
моральный и психологический подход, обида, прощение, воздаяние, безусловное прощение, дар, самопрощение, человек, Радикальное самопрощение, ДругойАннотация
Главной темой статьи является демонстрация актуальности психологического подхода к традиционной этической проблематике. В работе рассматривается его важность в отношении сюжетов прощения и самопрощения, так как тема самопрощения вообще невозможна при классическом ригористическом морализировании. В статье в качестве понятийных пар выступают «обиженный и обидчик», а не «жертва — обидчик», поскольку обида понята как отношение между личными знакомыми в рамках повседневной жизни, а не как экстремальные отношения «жертва — палач». Акт прощения рассматривается как способность отпустить собственные негативные эмоции, связанные с обидой, что облегчает состояние самого обиженного и далеко не всегда нуждается в просьбе о прощении со стороны виновного. Однако прощение, по мнению авторов, не предполагает непременной любви к прощенному обидчику. Прощение сродни забвению нанесенного вреда и разочарования в Другом. В пределе всякое прощение является безусловным, радикальным, проявлением личного великодушия, хотя, как показано в статье, не все авторы с этим согласны. Великодушие заключается как раз в способности отпустить негативные переживания обиды даже в отношении того, что представляется непростительным, в этом случае оно выступает как добровольный дар. Существенным психологическим компонентом этического рассмотрения отношений «обиды-прощения» выступает в наши дни понятие самопрощения. Самопрощение является важным условием установления нормальных морально-психологических отношений. Человек, не принимающий, говоря юнгианским языком, собственной Самости, отрицающий себя как принципиальное несовершенство, будет проецировать самоотрицание вовне, на других, и считать их виноватыми в собственных страданиях. Необходимо самопрощение и позитивное принятие себя, чтобы уметь позитивно отнестись к Другому, тем более, что человеческие обиды нередко взаимны. В конце статьи дается освещение концепции Радикального