Существование Другого: проблема признания
Ключевые слова:
Другой, коммуникация, существование, онтологический аспект, признание, поддержка, восприятие, принятие, готовность, социокультурный контекст признанияАннотация
Рассматриваются разные ракурсы феномена признания в человеческой коммуникации. Для анализа избран онтологический аспект, это означает, что любое коммуникативное действие или поступок опирается на признание Другого в качестве существующего. Авторы исходят из методологического подхода, согласно которому феномены, описывающие сознание, нуждаются в категориальных парах. Таким образом, признание Другого как наличного субъекта, с одной стороны, предполагает дополнение признания понятием поддержки, а с другой — предваряется отношением «восприятие — принятие». Восприятие Другого, в свою очередь, тесно связано с его обнаружением и принятием в рамках конкретного социокультурного контекста, предлагающего типичные способы реагирования, которые реализуются в рамках предварительно созданной готовности. Авторы подчеркивают недостаточность сложившейся схемы отношений с Другим как с Ты или Оно и полагают возможность некоего модуса «Вы», где Другой выступает не как объект и не как душевно-близкий человек, но, скорее, как эмоционально нейтральный для нас субъект-агент общества и культуры. Авторы также отвергают представление о Другом как «самом чуждом», указывая на возможность обмена точками зрения, и показывают два способа признания Другого как обладающего похвальными или порицаемыми в обществе качествами: возможность присоединиться к общественному мнению или же стоять на собственной точке зрения. Так, онтологический статус «гения» в большинстве своем создается массовым признанием человека в качестве такового, в этом смысле «рост числа гениев» следует из их признанности таковыми. В статье анализируются подходы к статусу и оценке Другого в работах Ж.-П. Сартра, Ж. Лакана и Э. Левинаса; рассматриваются личные контексты признания Другого как значимого и незначимого, желанного и нежеланного, личностно цельного или становящегося, увиденного всесторонне или из одного ракурса. Также ставится вопрос о единстве признания человеком собственных культурно-онтологических качеств и признания этих качеств Другими.