Современный республиканизм как теория гражданского воспитания
Ключевые слова:
республиканизм, гражданственность, воспитание, образование, свобода, гражданские добродетели, делиберация, педагогика, политическое участиеАннотация
В статье рассматриваются идеи воспитания гражданственности, обсуждаемые в современном республиканизме. Политическая традиция республиканизма сфокусирована на проблемах свободы и отсутствия доминирования, политического участия и совместного принятия решений, гражданских добродетелей и обязательств. Начиная с античных источников, республиканизм подчеркивал важность воспитания гражданственности и неразрывную связь педагогики и политики. В статье показано, почему современные теоретики, в частности Изольт Хонохан, Эндрю Питерсон и Джеффри Хинчлиф, полагают, что республиканские идеи о воспитании будут востребованы в сегодняшнем обществе, переживающем кризис политического участия и доверия к общественным институтам. Идеи гражданского воспитания выглядят альтернативой моделям, которые рассматривают образование как рыночную услугу и сводят его к частной сфере. Республиканское воспитание предполагает высокую степень школьного самоуправления, делиберацию учеников по моральным и политическим вопросам и имеет немало общего с эмансипаторными теориями образования. В заключение поднимается вопрос о необходимости философской концептуализации детства в связи с разработкой республиканского политического проекта, делающего ставку на воспитание гражданственности.