Любовь и непостоянство в японской эстетике ХХ века. О художественно-антропологическом анализе Куки Сюдзо и Караки Дзюндзо
Ключевые слова:
Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, ики, мудзё, культура Японии, буддизм, Ничто, традиционная японская эстетикаАннотация
В статье рассмотрены взгляды двух известных японских эстетиков ХХ века — Куки Сюдзо и Караки Дзюндзо. Проанализирован главный труд Куки «Структура ики», посвященный исследованию своеобразного феномена — ики, в котором нашли отражение нюансы любовных отношений мужчины и женщины, во многом определившую атмосферу городской культуры эпохи Эдо-Токугава. Самой цитируемой работой другого японского ученого, Караки Дзюндзо, является монография «Мудзё», представляющая собой подробную историографию эстетической категории мудзё, означающей непостоянство всего сущего и имеющей ярко выраженный буддийский характер. Несмотря на то, что, начиная с эпохи Мэйдзи, западные теории были важным фактором формирования взглядов мыслителей Японии, традиционализм до сих пор играет доминирующую и системообразующую роль в этой стране.