Ахматова и Сенека
Ключевые слова:
Ахматова, Сенека, стоическая философия, миф о поэте, миф о мудреце, судьбаАннотация
Рассматриваются смысловые переклички между поэзий Анны Ахматовой и стоической философией Луция Аннея Сенеки. Среди общих точек соприкосновения — моделирование ситуаций борьбы с судьбой, поиска внутреннего покоя, душевного равновесия, претворения эмоционального опыта в поэтическо-метафизический и этический. Стоики обычно расцениваются в качестве предшественников христианства, что, пусть непрямо, довольно значимо в контексте жизнетворчества Ахматовой. Близость Ахматовой стоицизму — в русле общей шеллинговско-хайдеггеровской идеи родственности философии и поэзии (искусства). В случае Ахматовой философия и поэзия оказываются близки также в более узком значении “живого знания”. Уже одни “суровые обстоятельства” биографии Ахматовой заставили ее искать пути метафизического (надэмпирического и вместе с тем неотвлеченного) осмысления дисгармоничной реальности. Историю, в том числе свою личную, Ахматова рассматривает в качестве проявления судьбы, которую надо и постигать, и преодолевать. Историческая топика вторгается у Ахматовой в самое камерное и частное и, наоборот, частное — в историческое. Ахматовский “миф о поэте” родствен стоическому “мифу о мудреце”. В позднейшем ахматовском творчестве фигура поэта расценена в качестве всевидящей, всеслышащей, всепонимающей, то есть именно мудрой, в том числе житейски. “Миф о поэте” предполагает философско-жизненное и вместе с тем внутрикультурное бытование самой фигуры поэта. Тем самым поздняя Ахматова возвращается к символистскому образу поэта ”пророка” (особенно близкому Блоку). Фигура поэта, согласно Ахматовой, должна быть особо осмыслена через легенду, молву, предание, проходящие в движении истории.