Монастырские школы: история и современность
DOI:
https://doi.org/10.31857/S023620070003024-3Ключевые слова:
монастырские школы, современное образование, нравственность, целостность, просвещение, христианствоАннотация
Статья посвящена рассмотрению истории монастырских школ и училищ на Востоке, в странах Европы и в России от древности до наших дней. Генетическая связь и преемство монашества от первых учеников Христа рассматриваются как основание призвания монашества нести духовные культуру и просвещение народам мира. В связи с этим просветительская деятельность признается одной из важнейших сфер жизни монастырей. Сделана попытка аналитического обзора и систематизации уникального педагогического опыта христианских святых разных веков и национальностей, единых в заботе о воспитании и просвещении подрастающих поколений. На основе исторических документов и святоотеческих сочинений сделан обзор практических задач и методов монастырского образования, быта и устроения монастырских школ, перспектив выпускников по окончании обучения. Важнейшими методами воспитания признаются общение с помощью молитвы, учительский пример, любовь, деликатность, умеренная строгость, раскрытие одухотворенных творческих способностей. Трезвенность, смирение и жертвенность –– необходимые основания, на которых должно строиться воспитание. Возрождение традиции монастырских школ в России становится отражением потребности современных россиян в целостном образовании. Рассмотренный многообразный и многовековой опыт монастырского образования свидетельствует о том, что оно имеет широкие общечеловеческие цели, и поэтому этот опыт может быть инкорпорирован фактически в любую педагогическую систему.