Образы человека в метафорах органного донорства
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200725020107Ключевые слова:
медицинские термины-метафоры, социальная реклама органного донорства, тело как дар, техническая метафорика, орган как запчасть, механистический миф, мифологизация болезни как поломки, терапия как ремонт, редукционизм, деперсонификация человекаАннотация
Статья посвящена осмыслению метафорики, касающейсядонорства и трансплантации органов, с целью выявить имплицитноприсутствующие образы человека, а также образы возможных идопустимых действий в отношении него. В рамках предлагаемогоаналитического обзора, с одной стороны, рассматриваютсяконцептуальные метафоры, функционирующие внутри научного медико-биологического дискурса в качестве самостоятельных научных терминов.С другой стороны, говорится о вербальных и визуальных метафорах,используемых в социальной рекламе органного донорства. Анализируетсяэтическая и аксиологическая нагруженность подобных метафор.Отмечается, что категория дара по-прежнему занимает особое место ввербальной и визуальной метафорике в социальной рекламе, посвященнойорганному донорству. Однако в научном и профессиональноммедицинском дискурсах, связанных с трансплантологией, наблюдаетсяпреобладание технических метафор, восходящих к новоевропейскоймысли. Образ человека как механизма или машины может бытьэффективным в естествознании. При этом механистические метафоры непросто отражают исторически сложившиеся представления о человеке, нои транслируют их в будущее, формируя определенный образ допустимыхдействий в отношении человеческого существа. Если в рамках научногодискурса употребление технических метафор по отношению кчеловеческому организму воспринимается как нечто привычное и этическинейтральное, то есть основания предполагать, что при переносе насоциальную рекламу подобные метафоры могут вызывать напряжение вобщественном сознании. Образ человека-машины, как и любая другаяметафора, имеет свои пределы применимости. Выходя за эти пределы ипревращаясь в своего рода механистический миф, эта метафорикаредуцирует и деперсонифицирует человека, что может порождатьэтические коллизии на уровне биомедицинских практик. Подобнаяредукция также связана с другими артефактными метафорами.Уподобление тела и его органов какому-либо объекту приводит к тому, чтов области органного донорства и трансплантологии неявно доминируетусеченный образ человека, значимость которого сводится кинструментальной ценности его тела в качестве дефицитного ресурса.