Роль культурной идентичности в восприятии элементов храмовой архитектуры
DOI:
https://doi.org/10.31857/S0236200724050085Ключевые слова:
этническая идентичность, религиозная идентичность, региональная идентичность, культурная идентичность, архитектурный храмовый изразец, семантический дифференциал, русские, РоссияАннотация
Анализируется культурная идентичность (включающаяэтническую, религиозную и региональную идентичности) как фактор, предсказывающий позитивное/негативное восприятие одного из элементов городской архитектурной среды — храмового изразца. Опираясь на теориюсоциальной перцепции, а также учитывая особенности восприятия произведений искусства, авторы провели исследование среди русских в России (N=620). В качестве инструментария использовались семантическийдифференциал и шкалы измерения этнической, религиозной и региональной идентичностей. Для анализа проводились конфирматорный факторный анализ и моделирование структурными уравнениями. Согласно результатам исследования, семантическое пространство восприятия изразца Теремного дворца Московского Кремля имеет пятифакторную структуру:«Праздничный», «Некомфортный», «Пассивный», «Минорный», «Дружелюбный». При этом наиболее выражены позитивные характеристики — «Праздничный» и «Дружелюбный». У респондентов более всего выражены такие составляющие культурной идентичности, как этническая и региональная идентичности, и менее всего — религиозная. Культурнаяидентичность является положительным предиктором восприятия позитивных характеристик изображения изразца Теремного дворца Московского Кремля и отрицательным предиктором восприятия его негативных характеристик.Таким образом, культурная идентичность стимулирует позитивные образы элемента традиционной русской архитектуры — храмового изразца, отражающиеся в его позитивной психосемантической оценке. Полученные данные могут быть использованы в разных сферах деятельности: туризме и экскурсоведении с целью регуляции туристических потоков путем отбора информационного содержания для экскурсантов с учетом их культурной идентичности; разработке брендинга разных регионов; урбанистике при изучении факторов, влияющих на эстетику и комфортность окружающей среды и т.д.