Любовь и признание: к вопросу о влиянии эротософии Вл. Соловьева на антропологию А. Кожева

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31857/S0236200724030075

Ключевые слова:

А. Кожев, Вл. Соловьев, философия любви, философская антропология, неогегельянство, «желание признания», идея конца истории, Другой, персонализм, универсализм

Аннотация

ворчество Владимира Соловьева, в частности труд «Смысл любви», рассматривается в качестве одного из истоков философской антропологии Александра Кожева. Привлекается внимание к тому факту, что Кожев обращался к этой соловьевской работе не только в диссертации «Религиозная философия Владимира Соловьева» (1926), но и в статье «Религиозная метафизика Владимира Соловьева» (1934–1935), то есть в моментчтения им курса лекций, позднее названного «Введение в чтение Гегеля». Дается общая характеристика философии любви Соловьева и ее сопоставление с учением о человеке и концепцией истории Кожева. В результате сравнительного анализа воззрений обоих философов выявляется четыре концептуальных момента, присутствующих и в эротософии Соловьева, и в философской антропологии Кожева. Обращается внимание на то, что соловьевскую «любовь» и кожевовское «желание признания» роднит то, что они оказываются изъяты из материального, природногопорядка. Отмечено, что оба эти понятия могут функционировать лишь при наличии фигуры другого, абсолютную индивидуальность которого они продуцируют. Подчеркивается, что и «желание признания», и «любовь» предполагают взаимность и всеобщность («всеобщее признание» / «сизигическоеединство»). Фиксируется, что их полноценная реализация возможна только после окончания исторического процесса. При этом утверждается, что отождествить кожевовское «желание признания» и соловьевскую «любовь» нельзя, поскольку в текстах Кожева, помимо пассажей, сближающих любовь с признанием, присутствует и последовательная философская критика любви (отсутствие в ней «Действования», риска, борьбы, универсальности). В заключение выделяются четыре главных отличия кожевовской антропологии от соловьевской эротософии (индивидуализм, антагонизм, атеизм, половая индифферентность) и выдвигается гипотеза о том, что Кожев совмещает в «желании признания» как гегельянские, так соловьевские компоненты, отчего он то сближает это понятие с любовью, то проводит строгие различия.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Денис Алексеевич Шмелев , Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

    аспирант Высшей школы философии, истории и социальных наук, ассистент ОНК «Институт образования и гуманитарных наук»

Опубликован

2024-09-17

Выпуск

Раздел

Времена. Нравы. Характеры.

Как цитировать

[1]
2024. Любовь и признание: к вопросу о влиянии эротософии Вл. Соловьева на антропологию А. Кожева. Человек. 35, 3 (Sep. 2024), 107–122. DOI:https://doi.org/10.31857/S0236200724030075.