О роли комического в проекте антропологии власти Валерия Подороги

  • Ирина Анатольевна Жеребкина Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
Ключевые слова: антропология власти, «возвышенное после падения», комическое, смех, гротеск, пол, гендер, трансгрессия

Аннотация

Рассматриваются понимание комического и смехового в текстах В.А. Подороги, посвященных его проекту антропологии власти, а также приемы использования в данных текстах критического потенциала комического для философского анализа современной политики и культуры. На примерах исследований Подорогой теории смеховой культуры М.М. Бахтина, гротескных образов телесности у А. Арто, А.Ф. Лосева и С. Эйзенштейна показано, что философ придерживается установки на понимание комического в контексте его теории феноменологии телесного опыта, согласно которой смеховое ассоциируется с гротескным, а смешное проявляется в неотделимости от страшного и ужасного. Имеющий место в современной культуре эффект гротескности, воплощаемый в философии Подороги как «возвышенное после падения», рассматривается в статье в контексте современных философских дискуссий о статусе возвышенного в культуре и его соотношении с понятиями чудовищного, отвратительного и комического. Также исследуется, каким образом мысль Подороги о гротескном измерении возвышенного пересекается с размышлениями о комическом и смехе А. Бергсона и концепциями комического Люблянской философской школы (С. Жижек, А. Зпанчич). Отмечается принципиальное несогласие подходов к комическому Подороги и представителей данной школы, акцентирующих эксцентрический момент комического. Показано, что вводимый Подорогой запрет на прочтение опыта трансгрессивной телесности и сексуальности (в текстах Лосева, Арто и рисунках Эйзенштейна) в терминах комического преодолевается философом в случае понимания пола не как знака, символа возвышенного, а как социального конструкта — гендера. Отмечается, что при анализе гендерных аспектов антропологии власти, который Подорога осуществляет на примере постсоветских гендерных идентичностией и нормализаций гегемонной маскулинности (на примере анализа стратегий чтения М. Пруста М.К. Мамардашвили), он использует методы комизации, близкие жижековской трактовке комического, акцентирующей в комическом момент трансгрессии. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ирина Анатольевна Жеребкина , Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории культуры и философии науки философского факультета

Опубликован
2021-11-12
Как цитировать
Жеребкина И. А. . О роли комического в проекте антропологии власти Валерия Подороги // Человек. 2021. Т. 32. № 5. С. 136-153.
Раздел
Образы человека