Валерий Подорога: философия как жизненная форма

  • Елена Владимировна Петровская Институт философии РАН
Ключевые слова: В.А. Подорога, аналитическая антропология, чувственный опыт, мимесис, произведение, исключенный наблюдатель, образ, понятие, М.К. Мамардашвили, С.М. Эйзенштейн

Аннотация

Статья посвящена памяти выдающегося российского философа Валерия Александровича Подороги (1946–2020). Хотя богатое наследие философа еще ждет своего внимательного и углубленного прочтения, тем не менее уже сейчас можно попытаться нащупать те узловые точки, которые позволяют вести с В.А. Подорогой продолжающийся диалог. К их числу можно отнести способ философской работы, получивший название «аналитической антропологии». Одним из существенных элементов этого подхода следует считать своеобразную реабилитацию чувственного измерения в философии, что у Подороги выражается в его первостепенном внимании к внутренней логике произведения, определяемой игрой психомиметических сил. Речь идет о встрече с произведением на телесном уровне, когда читатель оказывается захваченным его энергией, восстановить неповторимый рисунок которой и призван аналитический антрополог. Сама его позиция, однако, отмечена известным напряжением: хотя это исключенный наблюдатель (вариант феноменологической редукции), он так или иначе завершает то, что находится в процессе становления (произведение как «живую» форму). На этом основании выделяются и две линии философствования у самого Подороги — линия Эйзенштейна и линия Мамардашвили. Являясь интеллектуальными наставниками философа, они же становятся двумя полюсами, между которым развивается мысль Подороги. Если С.М. Эйзенштейн выражает экспериментальное начало в чистом виде, то М.К. Мамардашвили — ценность индивидуального усилия и рефлексии как философской процедуры. Мы видим у Подороги, с одной стороны, интерес к игре сил, энергий, импульсов, за которыми стоит само движение материи, а с другой — поиск формы и таких предельных оснований, которые отсылают к метафизике. Этим полюсам соответствует и пара «(допонятийный) образ — понятие». И хотя сам Подорога стремится разграничить внутреннее и внешнее — на этой границе и располагается произведение, — современный мир подводит нас к необходимости рассматривать произведение как одну из природных форм наряду со многими другими.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Владимировна Петровская , Институт философии РАН

кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора эстетики

Опубликован
2021-11-12
Как цитировать
Петровская Е. В. . Валерий Подорога: философия как жизненная форма // Человек. 2021. Т. 32. № 5. С. 11-28.
Раздел
Философия человека

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)