Феномен современного детства

  • Ольга Александровна Французова МГУ имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова: современное детство, феномен современного детства, философия образования, образование детей

Аннотация

Современное детство представляет собой сложное сочетание признаков, контекстов и взаимодействий, связанных с цифровой средой, беспрепятственным преодолением пространственно-временных рамок в сфере оцифрованной информации и виртуальной реальности, опережающим освоением технологических новинок, преодолением культурных и коммуникативных барьеров в виртуальной интернет-среде. Эти факторы влияют на специфику современного детства в контексте образовательных практик. Детство традиционно рассматривалось в философии как этап жизни человека в контексте концепции времени, в контексте концептуализации взрослости и период становления взрослого человека. В связи с обоснованием самоценности детства дети перестали рассматриваться философами как неполноценные взрослые, стремящиеся к сложности и совершенству. В философских и психолого-педагогических трудах детство изучается в ракурсе нормативности и автономии. Взросление определяется как этап значительного увеличения автономии и расширения субъективного пространства ребенка, но вместе с тем взросление связано с уменьшением произвольности и спонтанности, повышением социальной значимости и зависимости от социальных норм. В таких условиях возникает вопрос — возможна ли автономия ребенка (ученика) от взрослого (учителя) в контексте образовательных практик? Этот вопрос является одной из тем исследований международного движения «Философия для детей», стремившегося привнести философские основания в практику образования детей, исходя из известной установки на то, что никто никого не обучает, человек сам обучается посредством включенности в отношения с миром. В качестве источника образования авторы движения, стремясь приобщить детей раннего возраста к философствованию, предлагают диалогические отношения, установленные между учителями и обучающимися, предполагая отказ от иерархии отношения и предоставляя максимальную свободу. Однако современные образовательные реалии в условиях сращивания формализации и организованного порядка при внутренних тенденциях к свободе и спонтанности создают новые коллизии, требующие разрешения. Неолиберальное образование сосредоточивается на ребенке, при этом зачастую концентрируя внимание на регламентации процесса обучения и сохраняя авторитарные и однонаправленные методы контроля, заявляя переход к новой парадигме, центром которой становится ребенок и его интересы, но при этом сохраняя инструменты и средства контроля качества классического образования. В таких условиях ключевыми точками в образовательной парадигме становятся совместный поиск компромисса между «свободой и необходимостью», «творчеством и ответственностью».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ольга Александровна Французова , МГУ имени М.В. Ломоносова

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии образования философского факультета

Опубликован
2021-05-25
Как цитировать
Французова О. А. . Феномен современного детства // Человек. 2021. Т. 32. № 2. С. 41-50.
Раздел
ЧЕЛОВЕК В ОБРАЗОВАНИИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОГО МИРА