Воспитание человека в новом тысячелетии

  • Маргарита Николаевна Кожевникова Независимый исследователь
Ключевые слова: воспитание, социализация, философия образования, эмоциональный интеллект, социально-эмоциональное обучение, нравственное воспитание, неолибералистская образовательная политика

Аннотация

Статья посвящена современной проблематике воспитания и социализации, в связи с введением в образование программ социально-эмоционального обучения (СЭО) за рубежом и в России. СЭО проанализировано в историческом контексте, выявлена его связь с гуманистической парадигмой. При проблематизации СЭО обнаруживается, что важнейшие смыслы программ применительно к воспитанию определяются как опора на внутренний опыт, поворот к субъектности (условию «практик себя»), а также как мотивационный переход к эмпатии, любви и нравственности и обеспечиваются применением созерцательных практик, производящих замедление, остановку, молчание и создающих условия для развития эмпатии и любви. В философском анализе контекста современного образования выявлены влияния, представляющие риски для воспитательных возможностей СЭО. Осмысляя их, автор рассматривает как симптоматичное вытеснение «воспитания» «научением», и связывает причины последнего с образовательной политикой в мире, испытывающей влияние неолибералистской ментальности, ориентированной на экономический подход в понимании человека.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Маргарита Николаевна Кожевникова, Независимый исследователь

кандидат философских наук

Опубликован
2019-06-25
Как цитировать
Кожевникова М. Н. Воспитание человека в новом тысячелетии // Человек. 2019. Т. 30. № 3. С. 80-95.
Раздел
Социальные практики