Интеллектуальные добродетели в эпоху инфодемии

  • Михаил Сергеевич Адамов ВШЭ
Ключевые слова: COVID-19, инфодемия, постправда, дезинформация, фейковые новости, теория добродетелей, Аристотель, фронезис, идентичность, автономия

Аннотация

Одна из ключевых проблем, спровоцированная пандемией коронавирусной инфекции, — проблема инфодемии. Изобилие источников информации, отсутствие достаточных навыков и возможностей для критического осмысления новой эпидемии у большей части населения в условиях реального риска для здоровья и жизни каждого отдельного человека делают задачу проблематизации инфодемии чрезвычайно актуальной и значимой в эпоху информатизации. Нередко дезориентация в информационном пространстве относительно понимания природы вируса и возможных способов борьбы с ним вызывает не меньше страхов, чем сама болезнь. В статье рассматривается проблема инфодемии как следствие эпохи постправды. Основное внимание уделяется потенциальным возможностям теории эпистемологии добродетелей в решении проблемы инфодемии. Так, для разрешения проблемы дезинформации в эпоху пандемии предлагается следовать добродетели фронезиса (ключевой добродетели в теории Аристотеля), позволяющей произвести качественную оценку эпистемологического контекста и подобрать необходимые инструменты для анализа информации и ее источников. Кроме того, предлагаются пути к формированию исследовательской идентичности (самости), которая на фоне утраты базового доверия к экспертам позволит ориентироваться во множестве источников информации. Для этого анализируются два уровня формирования самости: во-первых, с помощью функции другого (который рассматривается в роли критика, модели, поддержки и авторитета) и, во-вторых, посредством самостоятельной работы над собой и заботы об интеллектуальных добродетелях.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Михаил Сергеевич Адамов , ВШЭ

аспирант школы философии и культурологии

Опубликован
2022-07-25
Как цитировать
Адамов М. С. . Интеллектуальные добродетели в эпоху инфодемии // Человек. 2022. Т. 33. № 3. С. 49-66.