Телесность и телесные практики в воспитательных проектах предвоенного СССР и нацистской Германии

  • Ирина Владимировна Волкова ВШЭ
Ключевые слова: моделирование телесности, сенсорно-моторный опыт, нервная пластичность, быстрая обучаемость, вариативность действий

Аннотация

В статье исследуются практики, связанные с телесностью и движением, составлявшие важную часть воспитания подрастающих поколений в СССР и Третьем Рейхе. Сравнительный анализ обоих воспитательных проектов показывает, что советский предоставлял гораздо больше простора школьникам для моделирования своей телесности, чем нацистский. Советские учителя старались направить гиперактивность учащихся в русло внепрограммных занятий в кружках, студиях, секциях, общественной работы, участия в разнообразных конкурсах, соревнованиях, концертах и других мероприятиях, которые позволяли развивать многочисленные интеллектуальные и двигательные умения. Советское воспитание обеспечивало значительный сенсорно-моторный опыт и нервную пластичность, которые в пространстве войны определяли способность молодых призывников к быстрому овладению военными навыками и большей вариативности действий сравнительно с противником. В отличие от советского проекта воспитания нового человека, обращенного к индивидуальности, душе и воле, нацистский основывался на варварской романтизации права сильнейшего и был преимущественно биотехнологическим. Он был изначально нацелен на формирование человека с железной волей в великолепном теле и был враждебен интеллектуализму, способному подорвать убеждения и стремление к власти в юношеской среде. По этой причине главные воспитательные функции были делегированы Гитлерюгенду. Строившаяся на парамилитарной активности (спорт, марши, палаточные лагеря с кострами, участие в партийных праздничных церемониях) работа с детьми Гитлерюгенда обеспечивала однообразную, в основном военную подготовку, которая показала свою недостаточность в условиях тотальной войны.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ирина Владимировна Волкова , ВШЭ

доктор исторических наук, профессор, школа исторических наук

Опубликован
2021-12-25
Как цитировать
Волкова И. В. . Телесность и телесные практики в воспитательных проектах предвоенного СССР и нацистской Германии // Человек. 2021. Т. 32. № 6. С. 150-165.
Раздел
«ДАНО МНЕ ТЕЛО…»