Этизированная чувственность и новоевропейский рационализм: античная мифология в европейской графике XVII–XVIII веков

  • Елизавета Григорьевна Брук Государственный музей истории религии
Ключевые слова: эмблема, чувство, этика, европейская графика XVII – XVIII вв., эвгемеризм, историзм, барокко, рококо, классицизм, античная мифология

Аннотация

В статье анализируется трансформация отношения европейского сознания к чувству через анализ развития взглядов на античную мифологию в XVII–XVIII вв. Поскольку любой культурный феномен, являясь вещественным воплощением человеческого мышления, служит неоценимым материалом для анализа восприятия, графика, как наиболее массовый вид искусства, является отражением глубинных культурных изменений. Восприятие античных сюжетов как нравственных эмблем является неотъемлемой частью того наследие, которое Ренессанс оставляет барочному сознанию. Античные сюжеты воспринимаются в рамках причинно-следственной цепочки: проступок-наказание. Чувство рассматривается лишь как инструмент соблюдения нравственного долга или как искушение нарушить его. Одновременно с существованием морально-эмблематического истолкования в этот период появляется историко-эвгемерический подход, который постепенно оттесняет этическое восприятие на периферию. Истоки историко-эвгемерического подхода лежат в рационализме XVII столетия и являются частым спутником иллюстраций на античные сюжеты, выполненные в стиле рококо. Самокомментирование изображения становится символическим, оно все еще имеет подтекст, но лишено моральной коннотации. Чувство выходит на плоскость листа со всей своей непосредственностью вне связи с моральной эмблемой. Коренное изменение в восприятии античной образной системы подготавливают труды Дж. Вико, И.И. Винкельмана и французских просветителей. Античность начинает пониматься как Другой, с собственной внутренней логикой и законами существования. Античная инаковость выражается как в стилистических приемах графического изображения, так и в героизации чувств. Акцент переносится с характеристики персонажей на сюжет иллюстрируемого произведения, символика остается в изобразительном пространстве лишь в той мере, в которой она необходима для опознавания сюжетов и персонажей. С окончанием Французской Революции эмблематическое понимание Античности навсегда остается в прошлом, мифология постепенно становится объектом научного изучения, этика и человеческая природа сливаются в гармонизирующем синтезе раннего Романтизма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елизавета Григорьевна Брук, Государственный музей истории религии

научный сотрудник

Опубликован
2021-03-17
Как цитировать
Брук . Е. Г. . Этизированная чувственность и новоевропейский рационализм: античная мифология в европейской графике XVII–XVIII веков // Человек. 2021. Т. 32. № 1. С. 148-173.
Раздел
Образы человека