Ритуальная протоструктура художественного произведения

  • Виталий Юрьевич Даренский Институт истории, международных отношений и социально-политических наук. Луганский государственный педагогический университет
Ключевые слова: художественное произведение, структура, инициация, смысл, ритуал

Аннотация

Рассматривается ритуальная протоструктура художественного произведения как текста, пробуждающего в сознании реципиента процесс духовной инициации («второго рождения»). Это «внутренняя граница» искусства, на которой оно показывает свою производность от структуры религиозного ритуала как символического акта преодоления смерти. Художественность возникает там и тогда, где и когда наше сознание проходит через точку хаоса, через разлом, «разрыв» бытия, а затем вновь собирает мир в космос, закрепляя это новое вѝдение, преодолевшее распад, в строгой выразительной форме. Опыт «внутреннего», экзистенциального прохождения через символическую смерть можно рассматривать как аналог архаического ритуала во внутреннем мире человека. В данном аспекте предельные онтологические категории человеческого опыта — Жизнь, Смерть, Жертва и Воскресение — фиксируют базовую онтологию художественного произведения. Общекультурная онтология, определяемая диалектикой Космоса и Хаоса, лежит и в основе структуры художественной реальности — чем обеспечивается возможность воссоздания микро- и макрокосмов художественными средствами. Благодаря этому искусство в любую эпоху эффективно выполняло экзистенциальную задачу преодоления личностных кризисов. Применение такой модели понимания для анализа структур художественного произведения позволяет реконструировать «внутреннюю границу» искусства — воспроизведение в нем ритуального опыта единения человека с космической мистерией бытия. На примерах двух стихотворений показаны «механизмы» ритуальных смыслов художественного произведения. Понимание ритуальной протоструктуры произведения может быть ценной основой для использования искусства как инструмента личностного развития, как особого типа арт-практики, направленного на расширение экзистенциального пространства человека. Подобная арт-практика возможна только при ритуальном понимании произведения как своего рода «экзистенциального ускорителя», при котором чисто эстетические, эмоциональные, исторические и другие аспекты содержания произведения уходят в контекст, на второй план.   

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Виталий Юрьевич Даренский , Институт истории, международных отношений и социально-политических наук. Луганский государственный педагогический университет

доктор философских наук, профессор кафедры философии

Опубликован
2021-03-17
Как цитировать
Даренский В. Ю. . Ритуальная протоструктура художественного произведения // Человек. 2021. Т. 32. № 1. С. 90-108.
Раздел
Символы. Ценности. Идеалы