Насилие: стратегии изображения

  • Елена Владимировна Петровская Институт философии РАН
Ключевые слова: насилие, изображение, фотография, кино, социальная антропология, Дж. Уолл, Г. Ван Сент, И. Хржановский

Аннотация

Рассматриваются различные стратегии изображения насилия, используемые в современных визуальных искусствах. Хотя насилие тематизировано и не вызывает у зрителя ни ужаса, ни осуждения, наиболее чуткие художники не могут остаться равнодушными к его роли и месту в человеческом взаимодействии. К числу таких исследований можно отнести работу канадского фотографа Дж. Уолла, созданную по мотивам Афганской войны (1992), и два кинематографических высказывания — фильм американского постановщика Г. Ван Сента «Слон» (2003) и мультимедийный проект «Дау» (2019) российского режиссера И. Хржановского. Средствами фотографии Уолл создает аллегорию, которая подводит к мысли о том, что зритель не в силах понять (воспринять, пережить) опыт войны, поскольку полностью исключен из события и может установить отношение с войной только через данный разрыв. Ван Сент возвращается к событиям в американской школе «Колумбайн», где произошло массовое убийство. Его подход отмечен максимальной депсихологизацией повествования, опустошением времени и даже содержания изображаемых событий. Фильм «Слон», по сути, предлагает зрителю такой взгляд, с которым наблюдатель не может в принципе совпасть, будь то механический объектив блуждающей камеры или механика насилия самого по себе. Наконец, в проекте «Дау», состоящем из целого ряда фильмов, предпринят беспрецедентный антропологический эксперимент: непрофессиональные актеры-добровольцы сосуществуют на съемочной площадке, в своем живом общении проявляя насилие уже как способ их собственной социализации, отсылающей к советскому и постсоветскому опыту. Записанное на этих телах, насилие заявляет о себе повсеместно, и Хржановский добивается его непреднамеренного проявления. Общим для всех трех примеров является создание таких условий зрительского восприятия, при которых насилие предстает бессмысленным актом попрания жизни, не имеющим разумных оснований.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Владимировна Петровская , Институт философии РАН

кандидат философских наук, руководитель сектора эстетики

Опубликован
2020-11-15
Как цитировать
Петровская Е. В. . Насилие: стратегии изображения // Человек. 2020. Т. 31. № 5. С. 167-179.
Раздел
Образы человека

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)