Генезис мышления в свете неклассических эпистемологий

  • Вячеслав Михайлович Найдыш Российский университет дружбы народов
Ключевые слова: образ, восприятие, представление, деятельность, мышление, операция, операнд, миф, язык, сознание

Аннотация

В классических направлениях гносеологии и психологии ХIХ–ХХ веков проблема генезиса мышления формулировалась как задача объяснения качественного перехода от наглядно-чувственного к опосредованному абстрактно-понятийному отражению. При этом в моделировании такого перехода, во-первых, мышление либо редуцировалось лишь к чувственно-образным формам (например, бихевиоризм, гештальт-психология и пр.), либо интерпретировалось как безóбразное, внечувственное (например, вюрцбургская школа) и, во-вторых, господствовало представление, что такой переход направляется исключительно социально-культурной детерминацией (практика, трудовая деятельность, общение и др.). На рубеже ХХ–ХХI веков теоретико-методологический контекст данной проблемы существенно расширился за счет психологических и эпистемологических концепций, в которых формирование познавательных способностей человека рассматривается в контексте биологической эволюции, принципа деятельности, информационных и операциональных моделей интеллекта и т.д. На этой основе сформировалось представление о том, что переход от образа к мысли состоит в активном преобразовании субъектом чувственной образности средствами операционального воздействия на образ. Подобные средства извлекаются из самой же образности и фиксируются знаками языка. При таком подходе генезис мышления предстает как становление системы взаимодействия операндов (то, на что направлена операциональная активность субъекта: чувственные образы, первичные и вторичные, их фрагменты и сочетания, абстракции, идеализации и др.) и операций над ними. Становление данной системы направляется не только социальнокультурными (практика, трудовая деятельность, общение), но и природно-биологическими детерминантами. В генезисе мышления выделяются три этапа: формирование предпосылок операциональной активности в психике высших приматов; зарождение мыслительных операций как дериватов предметного действия; интериоризация мышления.  

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Вячеслав Михайлович Найдыш, Российский университет дружбы народов

Доктор фи­лософских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук.

Опубликован
2019-03-07
Как цитировать
Найдыш В. М. Генезис мышления в свете неклассических эпистемологий // Человек. 2019. Т. 30. № 1. С. 12-28.
Раздел
Философия человека

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)