Репрезентация неантропоморфного сознания в научно-фантастической литературе: лингвистическая фантастика, С. Лем, Братья Стругацкие
Ключевые слова:
фольклор, волшебная сказка, оппозиция свое/чужое, отчуждение, гипотеза культурно-лингвистической относительности, диалог, философский роман, «Солярис», «Пикник на обочине», «Малыш»Аннотация
Начиная с середины XX века в научно-фантастической литературескладывается направление, получившее статус серьезной философской(интеллектуальной) художественной прозы. Его наиболее показательным примером является творчество польского фантаста Станислава Лема (1921–2006). Одна из задач, которую литературными средствами пытаются решить писатели-фантасты, состоит в репрезентации неантропоморфного сознания. Такая задача внутренне противоречива: она требует от человека говорить о нечеловеческом, что подразумевает выход за пределы собственных границ,отчуждение от собственной сущности. При этом, поскольку писатель сталкивается с необходимостью исследовать границы бытия и мышления, подходы к ее решению равнозначны философскому поиску. В статьеобсуждаются предлагаемые научной фантастикой способы репрезентации неантропоморфного сознания, особое внимание уделено лингвистической фантастике (Дж. Вэнс, С. Дилэни, Й. Уотсон, Т. Чан). На примере произведенийС. Лема и советских фантастов А. и Б. Стругацких делается вывод, что одним из наиболее эффективных способов является обращение к фольклорным моделям,которые в контексте литературы и культуры ХХ века оказываются встроенными в русло традиций, разработавших языки описания состояний человеческого отчуждения.