Философские категории Античности в дискуссиях о реабилитации политики: антропологический смысл гражданской дружбы
Ключевые слова:
политика, политическое, Арендт, Сократ, Платон, Аристотель, гражданская дружба, майевтикаАннотация
Важнейшая проблема современной политическойфилософии — утрата политикой независимости от других сфер человеческой деятельности. С начала прошлого века философы стремились обосноватьуникальность политического бытия и обновить современный политико-философский словарь путем переопределения категорий античности (напр. τὸ ᾰ̓γᾰθόν, φῐλία, παρρησία и др.). Статья посвящена подходу к реабилитации политической сферы, основанному на политико-философском опыте древних греков. Теоретической основой исследования выступает предложенное Х. Арендт решение вопроса о деполитизации в контексте ее реминисценций античного наследия. Автор обращается к понятию гражданской дружбы, которое во многом определяет вклад Арендт в дискуссии о реабилитацииполитики и выступает в качестве практики, наделяющей сообществополитическим потенциалом. На основе интерпретации Арендт политической философии Сократа, Платона и Аристотеля автор обосновывает обращение куказанному понятию и показывает связь гражданской дружбы с другими категориями античной мысли (истина, мнение, майевтика). Проведенный анализ позволил обнаружить, что заимствованное у Сократа требование к устранению истины из сферы человеческих дел ставит философию Арендт в оппозицию традиции политической мысли, а использование политико-философских категорий для описания жизненного мира человека позволяет рассматривать ее как версию герменевтики субъекта. Автор делает вывод, что оправдание политики средствами античной мысли имеет оригинальноеантропологическое измерение. Оно заключается в признании значимости политического действия для ориентации человека в мире и утверждения егосамости в сообществе.