Практики самопомощи обучающихся в периоде «становящейся взрослости» в условиях пандемии COVID-2019 и их связь с субъективным благополучием

Авторы

  • Милана Радионовна Хачатурова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-2392-2975
  • Виктория Георгиевна Ерофеева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-1077-6737
  • Василий Анатольевич Бардадымов Благотворительный Фонд «Школы Мира» https://orcid.org/0000-0003-0662-0203

Ключевые слова:

субъективное благополучие, стресс, трудные жизненные ситуации, практики самопомощи, «становящаяся взрослость», обучающиеся, пандемия COVID-19

Аннотация

Статья посвящена изучению практик самопомощи обучающихся в условиях пандемии COVID-19 и их связи с субъективным благополучием личности в период «становящейся взрослости». Высокие нагрузки этого периода жизни в сочетании с психическим напряжением, вызванным пандемией, предъявляют особые требования к стратегиям совладания. В работе проверялось предположение о том, что практики самопомощи в трудных жизненных ситуациях будут разными в зависимости от уровня субъективного благополучия обучающихся. В исследовании приняло участие 279 респондентов в возрасте от 16 до 29 лет (M=21,6, SD=3,45), из которых 78 мужчин и 201 женщина (студенты колледжа, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры). Использовались методика «Спектр психического здоровья», а также открытый вопрос об используемых практиках самопомощи. В результате исследования были выделены шесть категорий: «практики самоподдержки и опора на себя»; «социальная поддержка: «значимые» другие и люди, находящиеся в такой же ситуации»; «институциональная поддержка: педагоги и менторы»; «психологическая помощь: психотерапевты и службы»; «контекстно обусловленные и ситуативные факторы» и «отсутствие потребности в получении помощи». При этом различия между группами респондентов с высоким и низким уровнем субъективного благополучия не являются статистически значимыми по всем выделенным категориям, кроме «институциональная поддержка: педагоги и менторы», частотность которой преобладает у более благополучных респондентов. Результаты исследования могут быть использованы в тренингах и программах по повышению уровня субъективного благополучия обучающихся и разработке программ поддержки в совладании с трудностями, возникающими в ходе обучения.

Биографии авторов

  • Милана Радионовна Хачатурова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

    кандидат психологических наук, доцент департамента психологии

  • Виктория Георгиевна Ерофеева , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

    стажер-исследователь, аспирант департамента психологии

  • Василий Анатольевич Бардадымов, Благотворительный Фонд «Школы Мира»

    кандидат психологических наук, исполнительный директор

Опубликован

2023-11-25

Выпуск

Раздел

СОВЛАДАНИЕ СО СТРЕССОМ

Как цитировать

[1]
2023. Практики самопомощи обучающихся в периоде «становящейся взрослости» в условиях пандемии COVID-2019 и их связь с субъективным благополучием. Человек. 34, 4 (Nov. 2023), 149–169.