Практики самопомощи обучающихся в периоде «становящейся взрослости» в условиях пандемии COVID-2019 и их связь с субъективным благополучием
Ключевые слова:
субъективное благополучие, стресс, трудные жизненные ситуации, практики самопомощи, «становящаяся взрослость», обучающиеся, пандемия COVID-19Аннотация
Статья посвящена изучению практик самопомощи обучающихся в условиях пандемии COVID-19 и их связи с субъективным благополучием личности в период «становящейся взрослости». Высокие нагрузки этого периода жизни в сочетании с психическим напряжением, вызванным пандемией, предъявляют особые требования к стратегиям совладания. В работе проверялось предположение о том, что практики самопомощи в трудных жизненных ситуациях будут разными в зависимости от уровня субъективного благополучия обучающихся. В исследовании приняло участие 279 респондентов в возрасте от 16 до 29 лет (M=21,6, SD=3,45), из которых 78 мужчин и 201 женщина (студенты колледжа, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры). Использовались методика «Спектр психического здоровья», а также открытый вопрос об используемых практиках самопомощи. В результате исследования были выделены шесть категорий: «практики самоподдержки и опора на себя»; «социальная поддержка: «значимые» другие и люди, находящиеся в такой же ситуации»; «институциональная поддержка: педагоги и менторы»; «психологическая помощь: психотерапевты и службы»; «контекстно обусловленные и ситуативные факторы» и «отсутствие потребности в получении помощи». При этом различия между группами респондентов с высоким и низким уровнем субъективного благополучия не являются статистически значимыми по всем выделенным категориям, кроме «институциональная поддержка: педагоги и менторы», частотность которой преобладает у более благополучных респондентов. Результаты исследования могут быть использованы в тренингах и программах по повышению уровня субъективного благополучия обучающихся и разработке программ поддержки в совладании с трудностями, возникающими в ходе обучения.