Стресс и антистресс в представлении ребенка и взрослого

Авторы

  • Наталья Евгеньевна Харламенкова Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-0508-4157
  • Дарья Алексеевна Никитина Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук https://orcid.org/0000-0001-6695-1851

Ключевые слова:

стрессовая ситуация, утрата, оставленность, детский стресс, подростковый стресс, взрослые, страх, тревожность, антистресс и стратегии совладания

Аннотация

Обсуждаются результаты теоретико-эмпирического исследования представлений ребенка и подростка о стрессовых ситуациях, переживании специфических эмоций и совладании со стрессом в их сравнении с характеристиками взрослыми детского и подросткового стресса. Общими для детей и подростков являются ситуации оценки и беспомощности. В зависимости от уровня переживаемого стресса дети выделяют ситуацию утраты, а подростки — переживание оставленности или покинутости. В переживании стрессовых ситуаций определены сопряженные с ними эмоции и стратегии совладания со стрессом. Показано, что детям свойственно переживание страха, подросткам — страха, тревожности и обиды. Феномен замещения стрессора (стрессовой ситуации) субъективными переживаниями страха, тревожности, гнева, обиды обнаружен в обеих возрастных группах, но существенно более выражен в детской выборке. Профили стратегий совладания со стрессом как способов редукции напряжения и достижения антистресса детьми и подростками демонстрируют наибольшее сходство по сравнению с оценкой ими типа стрессовых ситуаций и переживания эмоций. Типичными стратегиями совладания с трудными ситуациями являются Отвлечение, Социальная поддержка (поддержка друга) и Решение проблем. Выявлены различия между собственными оценками стресса и копинг-стратегий детьми и подростками и оценками взрослых людей. Взрослый склонен инфантилизировать как ребенка, так и подростка, приписывая ребенку такие стратегии совладания с трудностями как Социальная поддержка (поддержка родителя), Разрядка и Отвлечение, а подростку — Друзья, Социальная поддержка и Разрядка. В заключении статьи определены перспективы исследования детского и подросткового стресса, которые связаны с построением иерархических моделей стресса и копинг-стратегий у детей и подростков, включающих в себя как осознаваемые, частично осознаваемые, так и неосознаваемые характеристики стрессогенности и ресурсности ребенка разного возраста в переживании и успешном проживании повседневных жизненных проблем.

Биографии авторов

  • Наталья Евгеньевна Харламенкова , Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук

    доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН по научной работе, заведующая лабораторией психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН

  • Дарья Алексеевна Никитина, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук

    кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях ИП РАН

Опубликован

2023-11-25

Выпуск

Раздел

Научные исследования

Как цитировать

[1]
2023. Стресс и антистресс в представлении ребенка и взрослого. Человек. 34, 4 (Nov. 2023), 76–96.