Буддизм и война
Ключевые слова:
буддизм, тхеравада и война, махаяна и война, мир, карма, допустимость насилия, буддийские обеты, соучастие и побуждение к убийству, буддисты в армииАннотация
Буддизм по праву считается одной из самых мирных религий. Но в то же время велись и ведутся войны, в которых участвуют и буддисты. В этой связи представляется важным разобраться в том, всякое ли насилие и тем более участие в войне, а также пропаганда или поддержка войны буддийскими деятелями являются нарушением духа и буквы буддийских заповедей — отходом от принципов буддизма под давлением государства, пропаганды или других факторов и обстоятельств, или имеют какие-то оправдания и основания в самом учении Будды. Такие попытки, конечно, делались и за рубежом, и в России. Наиболее важные публикации на эту тему цитируются в данной статье. Однако все они построены на материале отдельных направлений буддизма, в данной же работе предпринята попытка обобщить имеющиеся данные, чтобы ясно сформулировать позицию или позиции буддизма относительно убийства и войн на основе общих принципов этого религиозно-философского учения и релевантных текстов обоих главных направлений буддизма — раннего (тхеравады) и махаяны — а также высказываний современных буддийских деятелей.