Высшая православная духовная школа в России в контексте меняющихся представлений о человеке

Авторы

  • Мария Александровна Подлесная Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

Ключевые слова:

православная антропология, философия нового атеизма, новая моральная чувствительность, антропология замыкания и ненависти, неолиберализм, глобализация образования, высшие православные духовные школы

Аннотация

Цель статьи — рассмотреть возможности высшей духовной школы Русской православной церкви в контексте меняющихся в мире представлений о человеке. В статье говорится о монетизации системы образования и о теории человеческого капитала как основных принципах общественного развития. Подчеркивается, что это затрагивает и духовные вузы, и систему духовного образования в целом. На примере католических университетов, которые в полной мере столкнулись с вызовами современности, в частности с изменениями представлений о человеке, популяризацией идей философии «нового атеизма», наблюдаемой «новой моральной чувствительностью», оцениваются риски и изменения православного духовного образования, актуализируется предлагаемая тематика. Значение данной работы возрастает в связи с тем, что социологические исследования такой группы, как семинарское сообщество, не проводились в России с 1988 года. Решить поставленную цель автор статьи предлагает двумя способами. Первый — через сравнительный анализ представлений о человеке и его назначении в православной антропологии и в философии «нового атеизма», с весьма общей привязкой последнего к атеизму в СССР. Предлагается не только теоретическое постулирование, но и оценка ответов учащихся на открытый вопрос о духовности как смысле жизни христианина, так и назначении духовного образования. Кроме того, проводится оценка потенциала высшей православной духовной школы в России — на какую личность она ориентирована и насколько это созвучно современным требованиям. В статье дается социальный портрет семинариста, предлагается анализ намерений учащихся относительно рукоположения и предполагаемого направления служения, степень его ответственности за себя и других. Второй способ — через оценку «священство как призвание» и «священство как профессия» (М. Вебер) устанавливаются ориентиры самих учащихся и духовной академии как ценностно-нормативной системы.

Биография автора

  • Мария Александровна Подлесная , Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

    кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра изучения регионов России

Опубликован

2022-10-25

Выпуск

Раздел

Социальные практики

Как цитировать

[1]
2022. Высшая православная духовная школа в России в контексте меняющихся представлений о человеке. Человек. 33, 5 (Oct. 2022), 92–114.