Политическое пространство художественного вымысла: «Банальность зла» сквозь призму литературной рефлексии

  • Оксана Анатольевна Коваль Русская христианская гуманитарная академия
  • Екатерина Борисовна Крюкова Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Ключевые слова: Ханна Арендт, «Банальность зла», Анджей Барт, «Фабрика мухобоек», Холокост, юденрат, этика, политика, философия, литература

Аннотация

Знаменитая работа Х. Арендт «Банальность зла», освещающая иерусалимский процесс 1961 года над нацистским преступником А. Эйхманом, в последнее время вызвала новую волну дебатов. Поднятые Арендт вопросы об особом статусе преступлений против человечества и о компетентности судебных инстанций в их рассмотрении, о заурядном характере зла и его прямой связи с неспособностью самостоятельно выносить суждения, конформизме еврейского руководства и двойственной роли юденратов в реализации программы «окончательного решения» не только дискутируются в научных кругах, но и все чаще находят отражение в художественных произведениях. В фокусе внимания авторов статьи — одна из версий литературной рецепции арендтовской теории, осуществленная польским писателем А. Бартом в его романе «Фабрика мухобоек». Действие романа сосредоточено, как и в книге Арендт, на судебном разбирательстве, только обвиняемым здесь оказывается председатель лодзинского юденрата Х. Румковский. Спорная фигура Румковского, чье сотрудничество с немецкими властями ради сохранения вверенной ему общины отличалось чрезмерным усердием, позволяет Барту показать ограниченность юридического подхода в деле свершения справедливости. Представленный в романе трибунал становится тем местом, где проблематичные взаимоотношения морали и закона выстраиваются в новую констелляцию, и уже не буква кодекса определяет нравственное поведение, а этическое действие и высказывание от первого лица обуславливают легитимность права. Изображенный Бартом суд может быть прочитан как своеобразный аналог публичного пространства, которое Арендт считала необходимой предпосылкой подлинной политической жизни индивида и общества.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Оксана Анатольевна Коваль, Русская христианская гуманитарная академия

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, религиоведения и педагогики

Екатерина Борисовна Крюкова , Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН

кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора истории российской социологии

Опубликован
2022-08-25
Как цитировать
Коваль О. А. ., Крюкова Е. Б. . Политическое пространство художественного вымысла: «Банальность зла» сквозь призму литературной рефлексии // Человек. 2022. Т. 33. № 4. С. 94-110.
Раздел
Социальные практики