Аушвиц: разрушение понятия зла
Ключевые слова:
Мораль, философия, зло, Аушвиц, радикальное зло, нацистская мораль, знание добра и зла, поступок, не-убийствоАннотация
Попытки философского осмысления Аушвица, неизбежно становящиеся актами морального мышления, сталкиваются с невозможностью опереться на понятие зла и переходят в его критику, вплоть до отторжения. Понятие радикального зла у Х. Арендт, принципиально отличающееся по содержанию от кантовского, фиксирует превращение людей в излишних, что в идее банальности зла определено как бессубъектность. И радикальность, и банальность выводят идею зла за пределы моральной философии. Особенность мышления об Аушвице заключается еще и в том, что оно не позволяет себе использовать те «инструменты измерения», которые разрушены или дискредитированы им. Таким дискредитированным средством является сама дихотомия добра и зла, лежащая в основе всякой, в особенности нацистской, морали: именно в последней идея зла и апелляция к ней присутствуют в наибольшей степени, в отличие от мировосприятия жертв и свидетелей. Специальной критике подвергается взгляд на Аушвиц и его оценка как зла со стороны ученого-этика, для которого зло выступает как знание: автор обращается к критике идеи знания добра и зла Спинозой и Бонхёффером. Оставшаяся возможность сохранить понятие зла в логике тех, кто мыслит Аушвиц как свой поступок, отвергается на основе вывода о том, что Аушвицу как предельной данности убийства может противостоять только данность поступка не-убийства, не опосредованного моральными идеями и нормами, в первую очередь — идеей борьбы со злом.