Аушвиц: разрушение понятия зла

Авторы

  • Ольга Прокофьевна Зубец Институт философии РАН

Ключевые слова:

Мораль, философия, зло, Аушвиц, радикальное зло, нацистская мораль, знание добра и зла, поступок, не-убийство

Аннотация

Попытки философского осмысления Аушвица, неизбежно становящиеся актами морального мышления, сталкиваются с невозможностью опереться на понятие зла и переходят в его критику, вплоть до отторжения. Понятие радикального зла у Х. Арендт, принципиально отличающееся по содержанию от кантовского, фиксирует превращение людей в излишних, что в идее банальности зла определено как бессубъектность. И радикальность, и банальность выводят идею зла за пределы моральной философии.  Особенность мышления об Аушвице заключается еще и в том, что оно не позволяет себе использовать те «инструменты измерения», которые разрушены или дискредитированы им. Таким дискредитированным средством является сама дихотомия добра и зла, лежащая в основе всякой, в особенности нацистской, морали: именно в последней идея зла и апелляция к ней присутствуют в наибольшей степени, в отличие от мировосприятия жертв и свидетелей. Специальной критике подвергается взгляд на Аушвиц и его оценка как зла со стороны ученого-этика, для которого зло выступает как знание: автор обращается к критике идеи знания добра и зла Спинозой и Бонхёффером. Оставшаяся возможность сохранить понятие зла в логике тех, кто мыслит Аушвиц как свой поступок, отвергается на основе вывода о том, что Аушвицу как предельной данности убийства может противостоять только данность поступка не-убийства, не опосредованного моральными идеями и нормами, в первую очередь — идеей борьбы со злом.

Биография автора

  • Ольга Прокофьевна Зубец , Институт философии РАН

    кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора этики

Опубликован

2022-08-25

Выпуск

Раздел

ФЕНОМЕН ЗЛА: МЕТАФИЗИКА, ТЕОДИЦЕЯ, МОРАЛЬ

Как цитировать

[1]
2022. Аушвиц: разрушение понятия зла. Человек. 33, 4 (Aug. 2022), 77–93.