Критическое мышление против псевдонауки

Авторы

  • Ирина Николаевна Грифцова Московский педагогический государственный университет
  • Галина Вениаминовна Сорина Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова:

критическое мышление, псевдонаука, проблема демаркации, научное мышление, рефлексивное мышление, логика, антропология, научно-образовательный дискурс, стриминговое мышление

Аннотация

Научная обзорная статья посвящена, с одной стороны, анализу литературы по проблемам критического мышления и псевдонауки, с другой —выявлению особенностей критического мышления в качестве примера научного мышления и инструмента, в свою очередь, критики псевдонауки. Авторы исходят из установки, сформулированной ими еще в докладе 1998 года, в соответствии с которой критическое мышление можно трактовать как единство логики и антропологии. Развитие такого подхода к проблемам критического мышления приводит их к выводу, что оно выступает инструментом как интеллектуального, так и нравственного развития личности. Показывается, что понятие критического мышления в последние годы присутствует не только в зарубежном и отечественном научно-образовательном дискурсе, но и в других предметных областях: в публичных высказываниях политиков, экономистов, юристов и даже религиозных деятелей и представителей армии. В статье проводится мысль о том, что повышение общественной востребованности критического мышления связано, в частности, с погружением современного человека во множество информационных потоков, включая информацию фейкового характера. В связи с этим авторами вводится понятие «стриминговое мышление» как ориентированное на быстрое получение информации, на информационный поток, который движется без остановки и по отношению к которому не возникает желания остановиться, проанализировать его, задать вопросы. Особое внимание обращается на то, что критическое мышление — это самостоятельная ценность общества, которую можно рассматривать в трех взаимосвязанных измерениях: как философскую концепцию, как вытекающую из нее методологическую установку и как учебную дисциплину (либо самостоятельную, либо встроенную в преподавание других дисциплин). По литературе, представленной в библиографии к статье, анализируются каждое из этих измерений. В разделе, непосредственно посвященном критическому мышлению в связи с псевдонаукой, дается обзор различных подходов к проблеме демаркации и определению понятия псевдонауки, а также работ, в которых специально рассматривается вопрос о роли критического мышления в решении проблем распознавания и борьбы с псевдонаукой и фейками в науке (таких очень немного, авторам статьи удалось найти два зарубежных учебных пособия на эту тему). Показывается, что исследование такого сложного феномена, как псевдонаука, невозможно без использования инструментария критического мышления. Представленный в статье аналитический обзор сравнительно небольшой (на фоне огромного списка статей и книг на данную тему) части работ по критическому мышлению и его роли в решении вопроса разграничения науки и псевдонауки, свидетельствует о том, что данная проблематика крайне актуальна как для отечественных, так и зарубежных исследований.

Биографии авторов

  • Ирина Николаевна Грифцова , Московский педагогический государственный университет

    доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии

  • Галина Вениаминовна Сорина , Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    доктор философских наук, профессор. Научный руководитель Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета

Опубликован

2022-03-24

Выпуск

Раздел

Философия человека

Как цитировать

[1]
2022. Критическое мышление против псевдонауки. Человек. 33, 1 (Mar. 2022), 7–30.