Искусство как репрезентация экзистенциального

Авторы

  • Сергей Сергеевич Ступин НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

Ключевые слова:

искусство, экзистенция, художественная форма, язык искусства, экзистенциализм, экзистенциал, культурная антропология, антропный принцип в искусстве, системность

Аннотация

Осуществляется обзорное исследование в рамках междисциплинарных подходов «антропология искусства» и «экзистенциальное искусствознание», дополняющих востребованное современной гуманитарной наукой понятие «антропный принцип в художественном творчестве». Актуальность темы обусловлена особым вниманием самого искусства Новейшего времени к экзистенциальным проблемам: художественная практика конца ХIХ века – двух первых десятилетий ХХI века в своем видовом, стилевом и жанровом разнообразии активно репрезентирует антропологические значения и смыслы. В статье подчеркивается имманентный характер экзистенциальных оснований художественного творчества, отмечается особая роль феномена Homo faber (человека творящего) в составе Homo sapiens как биологического вида, но вместе с тем акцентируется внимание на роли экзистенциальной философии (начиная с С. Кьеркегора), повлиявшей на стратегии формообразования в мировом искусстве. Автора интересуют способы репрезентации экзистенциальных смыслов и значений пластическими возможностями изобразительного искусства, процессуальных форм неоавангарда, экранных искусств, театра, поэзии, художественной прозы. Особое внимание уделяется антропологическому потенциалу художественной формы — минимальным элементам языка искусства, пластическим нюансам средств художественного изъяснения. В рамках стереоскопического экзистенциально-искусствоведческого подхода оцениваются как уже ставшие классикой, так и практически не известные широкой публике произведения современной живописи, графики, скульптуры, поэзии и художественной прозы, кинематографа и видеоарта России и мира. Развернутая панорама образов и языков искусства призвана представить ипостаси человека экзистенциального — трансцендирующего, творящего, свободного, страдающего, одинокого, любящего, страшащегося, переживающего опыт смерти. Упомянутые феномены рассматриваются как структурные элементы созданной автором системы экзистенциалов человеческого бытия, анализируемых в эстетико-художественном ракурсе. Подобный метод анализа в данном контексте применяется в мировой науке впервые.

Биография автора

  • Сергей Сергеевич Ступин , НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

    член-корреспондент Российской академии художеств, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник отдела теории искусства

Опубликован

2021-09-22

Выпуск

Раздел

Образы человека

Как цитировать

[1]
2021. Искусство как репрезентация экзистенциального. Человек. 32, 4 (Sep. 2021), 172–191.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)